Слово в Неделю 32-ю по Пятидесятнице. Обрезание Господне. Память святителя Василия Великого.

Например, читая Ветхий Завет, и кто из нас не удивлялся, может даже откровенно не ужасался тому, что Бог повелевает приносить жертвы животных, тельцов, агнец, птиц и прочее. Эти жертвы закалались и сожигались на ветхозаветном жертвеннике, и это вменялось в закон тому народу, который способен был в то время, в меру своих способностей и возможностей, прославлять единого Бога. Нас это, порой, отталкивает, но если мы с вами окунёмся в исторический контекст того, что происходило с народами земли в то время, то мы увидим с вами, что эти ветхозаветные жертвы являются чрезвычайно гуманными, в том смысле, что все прочие люди, все прочие народы, не знавшие истинного Бога, приносили ни много ни мало человеческие жертвы, и поэтому то грубое ветхозаветное сознание не способно было вместить в себя величайшую, подлинно Евангельскую мысль о том, что жертва Богу – дух сокрушен. Как не способно было сердце вместить в себя именно эти, пусть ещё предшествующие Евангелию, но уже по своему глубокому содержанию Евангельские слова. Господь определяет такие жертвы, которые способны были сначала отучить грубый, чувственный, беззаконный народ от более страшных грехов и беззаконий. Это касается и, собственно говоря, обрезания, которое Господь вменяет тому древнему человеку, показывая ему, что таковым образом человек как бы отсекает от себя грех, он отрицается греху, отрицается беззаконию.

Уже потом, когда пришла полнота времён, как говорит слово Божие, когда Христос Господь, Владыка владычествующих, Царь царствующих и Господь господствующих снисходит и Младенствует плотию на земле, рождаясь во Вифлееме иудейском, вот тогда Господь приносит с собою совершенно иную весть – Благую весть, которая переворачивает сознание грубого ветхозаветного человека. И те вещи, которые были Богом даны в древности, они приобретают своё особое, уже духоносное значение и духоносный смысл.

Именно таковым является ветхозаветный обряд, которому должна была следовать мужская категории ветхозаветного человечества, – обрезание. Оно становится тем нерукотворенным обрезанием, о котором сегодня говорит нам с вами апостол Павел, что, принимая благодать святого крещения, мы тем самым совлекаемся греховного тела плоти, т. е. мы отрицаемся греху. Неслучайно это событие, с одной стороны, хронологически являющееся осмодневным исполнением закона ветхого, потому что в законе древнем сказано, что всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, свят Господеви наречется, поэтому в восьмой день после рождения младенца приносили в храм и нарекали ему имя, с другой стороны, оно отчасти перекликается и с сегодняшней новозаветной традицией совершения таинства крещения.

И вот Младенцу, родившемуся в Вифлееме, было усвоено имя Иисус, что в переводе означает – Спаситель. Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, не столько говорим о подробностях ветхозаветного закона, хотя и не оставляем их без внимания, сколько говорим прежде всего о том, чем для нас является имя, которое было наречено Господу нашему Иисусу Христу в восьмой день после Его рождения, имя, своим содержанием, всем своим существом, говорящее нам о том, кем для нас является Христос. Он является Спасителем всего рода человеческого.

Святоотеческая мысль, святоотеческая мудрость, прежде всего, настаивает на том, чтобы каждый из нас это святейшее имя произносил своими устами, и даже не столько устами, сколько своим сердцем постоянно и никогда не забывал о том. Как говорили святые духоносные отцы в древности: с дыханием своим соедини имя Иисусово. Молитва Иисусова, которая многим из нас, ну если не опытом, конечно же, к сожалению, не опытом, а только лишь по наслышке знакома, она вменяется далеко не только монашествующим, но каждому христоименитому сердцу человеческому в непременное совершение этой молитвы. Даже тогда, когда мы, прочитав, своё дневное правило закрываем молитвослов, то мы не должны считать, что мы выполнили всё положенное нам. Всё последующее время мы не должны терять из своего ума, из своего сердца святейшее имя Господа нашего Иисуса Христа. Мы должны так его произносить, как его произносил апостол Иоанн Богослов, когда в день Воскресения Спасителя из мёртвых, когда они находились на Геннисаретском озере, помните, воскресший Господь явился на берегу этого озера, и ученики издалека не понимали кто это, а Иоанн Богослов, который более всех любил Господа, воскликнул: «Это Господь!» Всё своё существо, всю свою любовь, всю свою верность Господу он вложил в это исповедание, сказав эти слова.

Именно так мы должны стремиться произносить имя Божие, обращаясь к нему, также как Пётр, когда, помните, во время обуревания шторма, когда лодку носило с опасностью перевернуть её, и тогда он увидел Господа, идущего по водам так, как если бы Он шёл по глади, по твёрдой почве, когда все устрашились и убоялись, он воскликнул: «Господи, повели мне идти за Тобою!» Вот так мы должны стремиться научиться произносить имя нашего Господа тогда, когда мы обращаемся к Нему с молитвой, т.е. всё своё существо мы должны вложить в произнесение этого святого благословенного имени.

Апостол Павел говорит замечательные слова, мы с вами нередко их вспоминаем в апостольском чтении, он говорит, что Бог Ему дал имя паче, т.е. более, всякого имени, и пред именем Иисусовым преклонится всякое колено небесных и земных и преисподних. И в другом месте Священного Писания, а именно в двенадцатой главе книги Деяний апостольских, апостол Пётр, держа ответ пред иудейским синедрионом, произнёс о Христе следующие слова, что нет иного имени на земле, нежели имени Иисусова, которым нам надлежало бы спастись.

Вы слышите, дорогие братья и сестры, нет другого имени, через которое нам надлежало бы спастись, поэтому мы должны научить себя, это касается, повторяю и подчёркиваю, отнюдь не только монашествующих, но и всех нас, научиться творить непрестанно молитву Иисусову. Это, конечно, наука из наук. И, наверное, высочайшее любомудрие заключается в том, чтобы стяжать эту непрестанную молитву, как святые отцы называют её – умную молитву. Умную в том смысле, что она рождается в уме, а потом нисходит в сердце. Уста свидетельствуют, эту молитву произнося: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И те, кто стяжал эту благословенную юдоль, они могут об этом свидетельствовать, что эта молитва согревает, освящает, благоуханием наполняет сердце человеческое. Никакие скорби, никакие невзгоды, никакие жизненные потрясения и лишения не способны поколебать сердце христианина, стяжавшего в себя имя Иисусово.

Святитель Василий Великий, память которого мы сегодня празднуем и прославляем, он является тому величайшим примером для подражания, потому что от юности Христа возлюбил и всю свою жизнь отдал в служению Господу.

Я вчера обратил внимание, на даты жизни святителя Василия Великого, я даже в некое внутреннее содрогание пришёл, святитель Василий Великий прожил на свете всего сорок девять лет. Некоторые наши современники еще себя молодыми считают в этом возрасте, они отнюдь не думают о смерти, они отнюдь не считают, что уже в их жизни произошло некое преполовение, что уже нужно готовиться к самой главной встрече в своей жизни, а этот человек стяжал в себе такую славу на земле, представ в этом возрасте Богу. Он жил в IV столетии, родился в 329 году, а умер в 379 году. Без малого пятьдесят лет, а именно сорок девять лет он прожил, и вы представляете, сколько он потрудился для того, чтобы стать таким маяком духовным, взирая на который, любой человек может видеть подлинный, настоящий путь, ведущий к истинному, настоящему спасению. Он не просто какие-то обычные, ничего нового не открывающие тому или иному человеку слова произносил, а говорил то, что поистине раскрывало сердце человеческое навстречу грядущему Христу. Он как раз жил во время неспокойное, тяжёлое, хотя, рассуждая на эту тему, кто из нас скажет, что Церковь имеет какие-то благополучные, безоблачные времена. Есть времена относительной свободы, сегодня мы переживаем именно такое время, когда нас физически не гонят. На нас клевещут, нас злословят и так далее, но, по крайней мере, нас не бьют за нашу веру и тем более не убивают за неё. Но есть времена гораздо более страшные и тяжёлые, когда христианину приходится выбирать между жизнью и смертью, между тем, чтобы сочитаться с миром сим и не потерять хотя бы те незначительные блага, которые его окружают, либо отречься от всего этого, и быть со Христом.

Так вот святитель Василий Великий жил не в простое время, это время, когда откровенные гонения на Церковь Христову завершились, но начались другие испытания – испытания ересями. И одна, из самых характерных для того времени, всем нам известная – арианская ересь, она как раз застигла его, и он выступил мужественным защитником веры Христовой, борясь с арианами и с еретиками другого толка. В это время правил император Валент, который очень сочувствовал еретикам арианам и сам был арианином, а святитель Василий был архиепископом Кесарии Каппадокийской. Каппадокия – это территория современной Турции, даже вчера мы беседовали с батюшками и говорили, что сегодня это город по-турецки звучит Кейсаре, и там ничего не напоминает о той древней Кесарии, в которой был архиепископом Василий Великий. Там торчат одни минареты и характерные для этой области бетонные дома, ничего больше. А некогда это был славнейший город, известный тем, что там было множество монастырей, множество церквей. Так вот, когда Валент-император узнал о том, что архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий твёрд и незыблем в своём православном уповании, он вызвал его к себе и стал устрашать его всевозможными угрозами с тем, чтобы он отрёкся от веры Православной и принял арианство.

Тогда святитель Василий Великий заявил, сказав замечательные слова: чем ты мне грозишь, правитель, ты хочешь отнять у меня имение, имущество, моё достояние человеческое? Но знай и имей в виду, что кроме этих ветхих одежд, в которые я одеваюсь, и нескольких книг, которые у меня есть и содержание которых я знаю наизусть, у меня больше ничего нет. Пожалуйста, забирай и пользуйся этим. Ты грозишь мне тем, что сошлёшь меня в далёкую область, в ссылку, но где бы я не стоял, везде Господня земля и исполнение ея. Здесь я стою, и я с Господом, буду на другом конце света, я тоже буду стоять на Господней земле, и тоже рядом со мной будет Господь, поэтому этим ты меня не устрашишь. Ты грозишь мне тем, что меня убьёшь, но я уже настолько немощен физически, что чувствительным для меня будет лишь первый удар, который будет мне нанесён, а потом я уже ничего не почувствую, и тем самым ты окажешь мне величайшую милость, потому что тем скорее я соединюсь с любезным сердцу моему Господом, Иисусом Христом. Поэтому всё то, чем ты грозишь мне, это величайшее благо для меня. Тогда Валент понял, что он ничего не сделает с этим архиереем, и прогнал его прочь. Он не принял мученической смерти, но был твёрд и незыблем в своём уповании, потому что ничто не способно было здесь на земле его удержать.

Рассуждая об этом, мы должны с вами, дорогие братья и сестры, серьёзно задуматься о том, что здесь на земле нас ничего не должно держать. Почему человеку умирать тяжело, почему человек боится смерти? Потому что его очень многое привязывает к этой земле, потому что многие пристрастия не дают ему покоя. Вот поэтому необходимо от всего этого разрешиться, чтобы ничто не способно было бы нас устрашить и заставить убояться. И пример святителя Василия Великого в этом смысле, совершенно удивительный пример. Это поистине великий угодник Божий, величайший столп благочестия, и если мы читаем его жизнеописание, то порой приходим в изумление о том, как немощный, подобный нам, подобострастный нам человек имел такую ревность о Господе, такое дерзновение, такую величайшую силу духа, перед которой меркли любые угрозы, устрашения, любая сила, любая власть, потому что он говорил, как власть имущий.

Помните, как говорили в Евангелии о Господе нашем Иисусе Христе все, которые Его слушали: смотрите, Он говорит не так, как говорят книжники и фарисеи, а так, как власть имущий, т. е. власть имеющий над словом, власть имеющий над жизнью и власть имеющий над смертью. Подлинные святые угодники Божии, поскольку они от Господа наделяются этим дерзновением, они тоже говорят, как власть имеющие, как те, которых ничто здесь на земле не способно не устрашить, не удержать, не напугать, потому что любая угроза, даже самая страшная, для них великое благо. Поэтому апостол Павел говорит: для меня жизнь есть – Христос, а смерть – приобретение.

Мы говорим эти слова очень часто, но мы должны не только их знать, не только их слышать, не только их читать, а мы должны в глубины своего сердца поселить эти слова, чтобы они принесли, как некий добрый плод, ту уверенность каждому из нас, что для нас смерть не иное что, как приобретение. Потому что мы Христа приобретаем. Что здесь на земле способно с этим сравниться? Ничего! Мир ничего не способен дать нам, соответствующее тому, что Господь нам дарствует.

Конечно же, всему свои времена и всему свои сроки, но каждый христианин, взирая на подвиг святых угодников Божьих, память которых Церковь празднует и порславляет и предлагает нам в назидание и подражание, должен, прежде всего, черпать из этих величайших примеров то, как должно быть по-настоящему христианином. Помолимся, дорогие братия и сестры, празднуемому ныне святителю Василию Великому, чтобы он и наши сердца, очень часто малодушные, очень часто трусливые, очень часто предающиеся унынию, исполнил твёрдой и незыблемой верностью к Господу. Исполнил твёрдой уверенности в том, что любящим Бога всё содействует во благо. Чтобы любые жизненные испытания и невзгоды мы принимали не только терпеливо, но и с благодарностью к Богу, за неизреченный дар Его. Ибо принимая их как волю Божию, мы тем самым исповедуем то, что Господь, являясь Промыслителем, ведущим нас к нашему спасению, всё устраивает так, чтобы наша душа беспреткновенно способна была соделаться наследницей вечной жизни и Царствия Небесного. Которого сподобился ныне празднуемый и прославляемый всею полнотою святого Православия святитель Христов Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Аминь.