Слово в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Год назад в этом храме мы рассуждали о «Лествице», говорили о том, что практически никто не знает этого труда, призывали открыть и изучить его в течение грядущего года. Уместно поставить вопрос: прошел год, есть ли среди нас те, кто действительно открыл эту книгу, вчитался в нее, хотя бы полистал? Скорее всего, ответ будет отрицательным. И в силу того, что мы так «ревностно» устремляемся исполнять то, что нам предлагает Святая Церковь, именно в эту Неделю мы призваны открыть «Лествицу» и сделать выводы о своем послушании ее голосу.

Прошли четыре недели Великого поста. Конечно, наша душа в подвиге великопостном слегка размягчилась, стала более податливой для Божественных словес, для принесения покаяния. В кондаке святой Иоанн назван «звездой нелестной». А что это значит? Хотя бы один раз в год преподобный Иоанн Лествичник своим именем и названием своего труда напоминает нам о том, что никакой лести в его книге нет. А в том, что мы называем своим спасением, по всей вероятности, есть очень много лжи, обмана и лести. И когда мы, всматриваясь в книгу, пытаемся сопоставить тот образ жития и бытия, который предначертан там, с тем образом жизни, который мы ведем, то понимаем, что постоянно обманываем себя, утешаясь тем, что мы спасаемся.

Мы постоянно запутываемся в том, что есть истинно, а что ложно, и творим грех, пытаясь оправдать себя. Мы очень лестно уходим от чистого исповедания того, что совершаем грех, запросто обманываем свою совесть, делая ее лукавой. Мы не можем нести никакого подвига, никакого напряжения, никакого устремления к Богу, к истине. Нет у нас сознания того, что в тяжелых переживаниях ради Господа мы готовы потерпеть небольшой «укольчик» от Бога в плоть или душу. Нет, мы тотчас начинаем делать что угодно, только бы уйти от этих проблем. А именно этими «уколами» в нашем естестве, душе и духе пытается что-то вскрыть Господь: привести нас к истинному покаянию, призвать отказаться от постоянной безумной игры в православие, которая абсолютно ничего нам не дает.

Проходит год, два, три – посмотрим на себя. Разве с нами что-то произошло? Мы как ели, как пили, как веселились, как грешили, точно так же, ни с места не сдвинувшись, абсолютно в той же точке находимся, если не стали хуже. Так в чем же тогда дело? Дело в том, что мы сами себя запутали, льстя себе, думая, что мы что-то делаем, куда-то растем, а на самом деле ничего подобного не происходит.

И обо всем этом мы узнаем, открыв «Лествицу». Очень о многом идет речь в этой книге. И часто то, о чем говорит Иоанн Лествичник, с нашей точки зрения – мирской, обывательской – покажется безумием. Но когда святой рассуждает о Богопризвании, о первой ступени, он говорит очень простые слова, которые универсально подходят для каждого из нас. По словам преподобного, когда Господь поставит нас перед Собою, Он не будет спрашивать о том, какие величайшие добродетели мы совершали, поднимались ли мы на воздух во время молитвы, давали ли неимоверно большую милостыню. Он спросит нас только об одном: плакали ли мы о грехах своих? И тогда все станет ясно: если не было плача о грехах, то о чем дальше нам говорить с Богом?

Конечно, преподобный Иоанн Лествичник и его труд – это идеал для каждого из нас. Даже если мы не читали эту книгу, по крайней мере, мы помним ее название: «Лествица». В связи с этим нельзя не вспомнить ту лествицу, которую предначертывает Сам Господь в Евангелии. Не случайно на евангельское чтение за Литургией в день, когда мы вспоминаем преподобного Иоанна, выпадают Заповеди блаженства – это лествица духовного восхождения, азы православия. И первой ступенью, которую обозначает Господь, фундаментом нашего спасения является нищета духовная. Если ее нет, то все остальное непрочно: здание не будет стоять на камне, оно будет стоять на песке.

Иногда спрашивают: а что такое нищета духовная? Как-то она не очень укладывается в нашем сознании. Духовная нищета – это особое расположение или мироощущение человека. Если мы спросим нищего на улице, почему он нищий, то он скажет: «У меня нет ничего». Господь призывает нас в духовном плане расположиться таким образом, чтобы на вопрос: «Что у тебя есть в духовной жизни истинно спасительного?», – мы отвечали с точным осознанием и глубоким переживанием душевным: «У меня нет ничего». Мы абсолютно ничего не можем сделать сами без помощи свыше, без дара благодати, не можем сделать ничего, что было бы достойно Бога и спасения.

Каждый шаг, каждый вздох, каждый взгляд, каждый помысел, каждое дело, которое делает человек без Бога, сам по себе, отравлены грехом, заражены вечной смертью. Но когда человек начинает исповедовать это перед Богом, просит, чтобы Господь пришел, помог и спас его, вот тогда он начинает восхождение по ступеням этой дивной Лествицы. Тогда открывается плач о своих грехах, тогда приходит кротость и алчба правды и истины, милость начинает зреться в сердце и в уме человека и так далее.

Вспомним первое Евангелие, которое сегодня читалось, об исцелении бесноватого отрока (см.: Мк. 9, 17-31). Мы, наверное, похожи на этих евангельских персонажей: или на несчастного отца, который просит Господа о помощи, или на больного отрока, которого то в огонь, то в воду бросает бес. И Господь говорит отцу: «Не бойся, только веруй». А отец отвечает: Верую Господи, помоги моему неверию (Мк. 9, 24).

Часто в нашей жизни бывает именно так: мы веруем, но не верим. А какое отличие веры от верования? Вспомним слова апостола Иакова из его соборного послания: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19). Что толку в том, что они веруют и трепещут? Это самое страшное свойство, которым запечатлели себя лукавые падшие духи перед Богом: они понимают, что им для спасения нужно просто взять и покаяться, но в силу того, что бесы устоялись в постоянном творении зла, они не хотят и уже не могут этого сделать.

А вера, к которой призывает Господь и о которой вспоминает отец, это есть не что иное, как доверие к словам Божественным. Господь, как любящий отец или любящая мать, никогда не скажет своему ребенку, сыну или дочери, сделать что-то противное благу, чтобы ребенку было плохо, чтобы он от этого пострадал или даже умер. Никогда, ни под каким предлогом так не поступит любящая мать. У пророка Исаии мы читаем о Божественной любви, которая выражается в таких словах Господа: «Даже если мать забудет тебя, Я никогда тебя не забуду» (см.: Ис. 49, 15).

Мы должны понимать, что те заповеди, которые дает Господь на простом языке для исполнения, – это спасительные правила, предназначенные исключительно для того, чтобы мы получали жизнь Вечную, а не страдали, как нам кажется, от их исполнения или развлекались, тратили время на то, чтобы забыться и забыть о том, кто мы и к чему призваны.

Господь исцеляет бесноватого отрока, а апостолы находятся в недоумении: почему они не могли его исцелить? Ведь Господь им дал силу и власть недуги исцелять и бесов изгонять. В чем же дело? Господь отвечает апостолам: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29). И это как раз то, что нам следует услышать во дни Великого поста. Апостолы ведь и постились, и молились – Господь их научил молиться. Но оказалось недостаточно их поста и молитвы. В чем же дело?

А дело в том, что их пост и молитва были направлены не на ту цель, к которой призвал их стремиться Господь. Они замкнулись на себе и своей молитвою они, видимо, наслаждались, думали, что чего-то достигли, вошли в Богообщение. И постом, может быть, таким постились, чтобы им было приятно осознавать, что они становятся, как бы мы сейчас сказали, подтянутыми и стройными. А Господь говорит, что исключительными средствами соединения с Богом и общения с Ним являются именно пост и молитва, срастворенные с покаянием, с исповедованием того, что я без Бога не могу ничего.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, хочется пожелать всем нам, чтобы мы еще раз обратились к этому удивительному труду преподобного Иоанна Лествичника. Он сейчас легко доступен благодаря интернету. Давайте не поленимся, придем, откроем и хотя бы три первых главы «Лествицы» попробуем прочитать. Может быть, не сразу, не сегодня, но в течение недели. Попробуем порассуждать и увидеть эту нелесть правды о самих себе, которую нам дает преподобный Иоанн. И тогда исправится и молитва наша, и наш пост, и вообще наше отношение к тому величайшему дару, который мы имеем, и возможности им пользоваться без ограничений – приходить в храм Божий, участвовать в церковных богослужениях, принимать церковные таинства.

Аминь!