Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о слепом. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Спасительная любовь – это такая любовь, которая способна стоять у Креста, где распинается Христос, и не дрогнуть перед всем миром. В Евангелии немало повествований об Иоанне Богослове, но на апостольское зачало, посвященное апостолу Любви, читается именно отрывок о том, что, когда ученики бежали прочь, а весь народ, разъяренная толпа кричала, обвиняла, хулила Христа, апостол Иоанн и Божия Матерь остались при Кресте (см.: Ин. 9, 25-27). Они стояли и созерцали, как Животочная Кровь Господа капала, освящая, обагряя землю, становясь будущими семенами жизни Церкви.

Слова Христа Да любите друг друга (Ин. 13, 34) призывают нас к этой жертвенной любви, готовой отдать себя ближнему. И недаром соборные послания Иоанна Богослова учат нас тому, какие есть критерии настоящей, истинной любви. Вот Иоанн говорит: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20). Очень простой критерий, но читая и слыша его, мы постоянно думаем, что он не для нас, для каких-то посторонних людей, вот пусть они и знают это. Но мы-то, как нам кажется, знаем, что Бога любим, пусть даже и ближних ненавидим. Да ничего подобного! Евангельская простота заключается именно в универсальности Священного Писания для всех. Если ты кого-то ненавидишь, даже не дерзай думать, что любишь Бога.

Но если это так, значит, мы слепы, потому что самого главного о себе не можем увидеть. Неслучайно, может быть, на сегодняшний день выпадает чтение Евангелия о величайшем чуде, которое совершает Господь, – исцелении слепорожденного человека (см.: Ин. 9, 1-38). Вопрос, который задают ученики, свидетельствует о том, что мы очень эгоистично живем в этом мире. Апостолы спрашивают: Равви, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин. 9, 2). А Христос отвечает: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 3). Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая над этими словами Господа, задает вопрос: а если бы этот человек не слепым родился, тогда слава Божия не открылась бы? И сам дает ответ: да, не открылась бы.

Посмотрим внимательно на себя. Кто из нас, родившись здоровым – зрячим, слышащим, ходящим по земле, хоть раз в жизни за это прославил, поблагодарил по-человечески Бога? Разве мы не воспринимаем это как данность, принадлежащую нам, над которой мы не трудились? Палец о палец не ударив, пришли в этот мир, вызваны были, сотворенные из праха земного, из небытия в бытие. Кто поблагодарил Господа? И оказывается, что Господь попускает кому-то рождаться слепорожденными, чтобы после общения с Богом такие люди прозревали телесно и становились сразу духовно зрячими людьми. В отличие от тысяч и миллионов людей, которыми таковыми стать не могут, опять же, как ни парадоксально будет это звучать, потому что зрячими родились.

В сегодняшний день мы говорим о слепоте, которой подвержен всякий человек, ведь если бы мы были зрячими, грехов бы не совершали. Эпицентр этой слепоты, великий и страшный, заключается в том, что мы не видим одной важной вещи: Бог любит нас грешниками. Бог прощает нам наши грехи по Своему милосердию. Бог хочет, чтобы мы были с Ним. И больше ничего Ему не надо. Но, к сожалению, мы этого не видим. И даже то, как мы подвизаемся, как спасаемся, как участвуем в церковной жизни, подходим к церковным таинствам, часто свидетельствует исключительно об одном: мы не видим и не чувствуем, что Бог – это океан милосердия, который готов поглотить океан нашей греховности и страстей.

А мы по своей гордости поступаем по-другому: нам во что бы то ни стало нужно доказать, что мы сами очищаемся от греха, становимся праведниками, и именно потому, что мы такими стали, Господь вступает с нами в общение. Это дерзость, а не дерзновение. Это, по сути дела, попытка поставить себя наравне с Богом. Разве это не слепота?

Святая Церковь сегодня прославляет апостола Любви Иоанна Богослова, который говорит, что, с одной стороны, Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), а с другой стороны, Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1, 5), то есть ставит знак равенства между светом и любовью. И, соответственно, знак равенства между тьмой и грехом. Святая Церковь этим хочет показать, как нам выходить из этого состояния духовной слепоты: любить ближних своих, любить жертвенно, пусть даже нам при этом будет очень нелегко. Только так мы сможем открыть перед ними Бога, Его Божественный свет и дар благодати. Будем поменьше злиться, раздражаться и осуждать. Почаще будем поступать по заповеди апостола Петра, который тоже был проповедником Любви Христовой. В одном из посланий он дает совет каждому из нас: Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (3 Пет. 3, 15). Нам нужно попробовать в своей жизни это осуществить, и тогда мы увидим и поймем, насколько сильным является слово, сказанное с кротостью, то есть снабженное даром Божественной благодати.

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с сегодняшним Праздником и с тем, что великая святыня – мощи святителя Николая Чудотворца – прибывает в град Москву. Всем желаем непременно побывать молитвенно у мощей святителя Николая.

Храни вас всех Господь! Помощи Божией! Христос Воскресе!