Слово в Неделю 5-ю Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Верующий человек не может не задаваться вопросом: что давало возможность преподобной Марии Египетской справиться с этими величайшими страстями, выстоять, не поддаться искушениям, которые нападали на нее? Ведь можно было уйти из этой пустыни, сказав, что она не готова для подвига. Посмотрим на других евангельских персонажей, например на расслабленного, который 38 лет лежал при Овчей купели и верил, что рано или поздно все-таки получит исцеление; или на нищего Лазаря из рассказа Господа, который лежал у дома богатого человека весь в струпьях, и собаки лизали его раны, утоляя боль. Что давало им возможность терпеть страдания и ждать?

Конечно, мы можем сказать только одно: это было именно покаяние, которое они совершали, а лучше сказать, осознание того, что они, грешники, заслужили такую тяжелую жизнь. И у них было желание во что бы то ни стало все претерпеть с одной целью – быть с Господом.

Почему это важно для каждого из нас? Обратим внимание на то, что сегодня Святая Церковь, прославляя преподобную Марию Египетскую, заповедует читать евангельский отрывок о том, что Господь наш Иисус Христос, открывая ученикам, что Ему должно пойти в Иерусалим и там много пострадать – быть оплеванным, поруганным, убитым, вступает в интересный диалог с двумя Своими ближайшими учениками, Иаковом и Иоанном (см: Мк. 10, 32-45). Они просят, чтобы в мессианском Царствии Христос посадил одного справа, другого слева от Себя. И Господь отвечает: Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? (Мк. 10, 38). Они говорят, что могут. И Господь им говорит: Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься. А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10, 39-40).

От христианина требуется покаяние, следствием которого является осознание того, что он исповедует благую волю Божию относительно себя, грешника, осознание необходимости тех условий, которые Бог устраивает для вхождения человека в вечную блаженную жизнь: оно сопряжено с потами, с трудами, с пролитием крови. Святая Церковь заповедует нам слышать это евангельское зачало в контексте великопостного покаяния для того, чтобы мы поняли: подобно Иакову и Иоанну, мы часто действуем очень выборочно в плане веры или вероучения, которое предлагает нам Церковь. Господь неоднократно говорил апостолам о том, что Он идет на страдания и ведет на них Своих учеников. Ученики не знают, что Его ждет, но они должны умами и сердцами понимать, чувствовать, что, может быть, достанется и им. Но они во что бы то ни стало хотят просто взять и перешагнуть эти слова Христа о них, об апостолах. Их интересует только одно: как бы покомфортней, получше устроиться в Царствии Мессии, Великого Царя. Если мы внимательно всмотримся в наше понимание православия, то найдем много общего со взглядами учеников перед страданиями Христа. Потому что то, что Святая Церковь предлагает нам делать, целиком и полностью нас не устраивает. Нас устраивает только то, что нам хочется, что нам легко, что мы понимаем. Из-за этого мы, подобно Иакову и Иоанну, Господа постоянно просим не о том, чтобы войти в уготованное нам Царствие Небесное через те условия, которые Он также дал каждому из нас, а чтобы своим, легким, придуманным путем спастись.

Святитель Феофан Затворник, рассуждая о человеке, пришедшем в мир, говорил, что он уподобляется тому, кто находится в глубоком колодце, в темной холодной яме. И чтобы вылезти человеку из этой ямы, из этого колодца, во-первых, нужно осознать, что он там находится, внизу. А во-вторых, возжелать, чтобы какой-то способ выбраться из колодца был ему дан.

Человек, сидящий в яме, начинает все это осознавать, глядя вверх на синее небо, солнце, теплый день, и вдруг ему кидают веревку. И дальше святитель говорит: безумцем будет тот человек, который, увидев сброшенную ему веревку, будет глядеть на нее, рассуждать о том, что это его спасение, но ничего не будет предпринимать, продолжая сидеть в темном колодце.

Для нас это очевидно. А как по-другому? Конечно, чтобы вылезти, нужно за эту веревочку ухватиться, подтягивая себя все выше и выше, прилагая немалый труд, все-таки начать карабкаться туда, наверх. Никакого другого пути нет, это ясно. Но когда мы доходим до вопросов своей веры, своего спасения, мы как раз уподобляемся этому безумцу, который сидит внизу, уставившись на веревку, ничего не предпринимая.

Веревка, как мы знаем, состоит из нескольких нитей или жгутов, скрученных между собою. Точно так же и спасительное вероучение, которое предлагает нам Святая Церковь, состоит из нескольких аспектов. Господь говорит нам, что для спасения верующему человеку необходимо покаяние (см.: Мк. 1, 14-15). Ну ладно, как-то мы каемся, хотя чаще всего просто приходим и дежурно перечисляем те грехи, что в нашей жизни были, есть и будут. Христос сказал о том, что только тот, кто ест Его Плоть и пьет Его Кровь, может наследовать жизнь вечную, то есть спасение (см.: Ин. 6, 54). Святая Церковь, приводя слова Христовы, говорит нам о необходимости Причащения. Мы говорим: да, – но почему-то очень редко причащаемся. Получается, что опять мы смотрим на эту веревку, но не беремся за нее и не пытаемся вылезти.

Еще одна составляющая этой верви есть исполнение заповедей Христовых. Господь говорит: «Иди в больницу, в темницу, питай, корми, делай так, чтобы сердце у тебя рано или поздно явилось милующим» (см.: Мф. 25, 34-36). Мы говорим: да, хорошие заповеди, – и опять ничего не предпринимаем. Кто из стоящих здесь, в храме, от них же первый есмь аз, в последнее время был в больнице не потому, что что-то случилось, по долгу навещая родственника, а чтобы помочь страждущим? Да никто, конечно. Опять мы смотрим на эту веревку и не пытаемся вылезти.

И еще одна составляющая – это учение Господа о том, что в рай можно войти только через страдания, нужны неимоверные усилия, чтобы исправиться. «Только понуждающие себя входят в Царствие Божие», – сказал Христос (см.: Мф. 11, 12). Мы говорим: красиво звучит эта заповедь, – и опять смотрим на нее, не пытаясь приложить никакого усилия над собой, чтобы отвратить себя от греха, от страстей, от греховных язв. Опять получается, что мы сидим и смотрим.

И вот, эта сброшенная в колодец веревка находится перед нами год, два, десять, сколько угодно лет. Если мы не возьмемся за нее, не попытаемся себя подтаскивать туда, наверх, употребляя, еще раз скажем, колоссальные усилия, ничего не произойдет, мы так и останемся на дне. А синее небо останется высоко над нами.

Святая Церковь, готовя нас к Страстной седмице и празднику Пасхи, напоминая о том великом подвиге, который совершил Христос, придя в Иерусалим и пострадав там, призывает нас еще и еще раз задуматься о том, так ли мы молимся, так ли мы постимся, так ли мы пытаемся справить свое православие для Господа, чтобы в Царствие Божие войти. Церковь хочет, чтобы мы, присмотревшись и осознав, что нам все дано, осознали еще и другое: мы ничего не делаем. И с нами ничего не произойдет, если мы не предпримем важных действий для своего спасения.

Поэтому в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, Святая Церковь желает каждому из нас более ответственно относиться к тому, что мы слышим от нее и от Господа. В первую очередь, относительно заповедей, которые нам даны. Чтобы наше слышание было сопряжено с деланием. И если будет делание, то тогда мы сможем вместе с апостолами Иаковом и Иоанном не просто сказать, что мы готовы и будем пить чашу, которую пил Господь, и креститься крещением, которым Он крестился, но сможем и сесть в Царствии Небесного Царя, неважно, одесную или ошую, главное – мы будем там, в вечном невечернем Царствии близ нашего Спасителя!

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 5-ю Великого поста. Преподобной Марии Египетской,

25.03.2018