Слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице. О насыщении народа пятью хлебами

Каждому из нас свойственна немощь, каждый из нас по-человечески устает, каждый из нас оскудевает в физических способностях и силах, и поэтому ученики по-своему правы, но им не хватает веры, они еще не настолько совершенны, чтобы понимать, что Господь человеколюбив в совершенно не сопоставимой, превосходной степени Своего человеколюбия и Своего сострадания к людям, нежели самый сострадательный человек.

Поэтому Господь говорит на первый взгляд им кажущиеся странные слова: Вы дайте им есть. И тогда один из апостолов, а именно Филипп, говорит: Господи, тут столько людей, им на двести динариев не хватит, чтобы купить хлеба и всех накормить, но впрочем, он говорит – здесь у одного мальчика есть пять хлебов, небольших булочек, и две рыбки, – и тут же добавляет, – но что это для такого количества людей. Господь говорит им: Принесите всё, что вы имеете.

Я бы хотел обратить ваше внимание на эти слова, они имеют отношение не только к контексту сегодняшнего евангельского повествования, но их можно рассматривать в качестве заповеди, которую Бог дает всем нам: Принесите всё, что вы имеете. Что мы способны принести Господу от себя, что мы имеем? Таланты, – если они есть, то они от Бога. Красоту, – это тоже от Бога. Какой-то жизненный опыт, но по большому счету этому опыту мы научаемся не столько из прожитого, сколько из той помощи, какую каждому из нас Господь оказывает. Но если мы подобно ученикам Христовым принесем Господу к подножию ног Его, к стопам Его всё, что мы имеем, вот тогда действительно Господь дарует нам всё, в чём мы нуждаемся.

Почему сказано в Евангелии: Ищите, прежде всего, Царствия Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам. Вот если бы мы искали всем своим существом, всею своею жизнью только лишь Царствие Небесное, то, – поверьте, каждый из нас, хоть и небольшой, но имеет опыт этого, – Господь никогда не останется в долгу. Но что я говорю? Какие-то безумные глаголы, разве может Бог быть должником человеку — это мы бесконечно Ему должны, всем без остатка, и тем не менее Бог таковые отношения благоволит создать с нами, Он желает быть должником по отношению к нам, к человеку.

Вспомним слова премудрого Соломона, который говорит в своих притчах: Дающий нищему взаймы дает Богу. Давайте вдумаемся и вслушаемся в эти слова. Когда мы подаем милостыню, Бог благоволит оказаться нашим должником, потому что мы по Его блаженной, всесвятой, всеблагой воле как бы обязываем Его быть должником по отношению к нам. Когда мы благотворим нуждающемуся в нашей помощи человеку, через это наше доброе деяние Господь становится должником человеку. Мне думается, разум человеческий просто не способен вместить это в себя, однако же, Бог так благоволит, чтобы хоть еще чем-то человеку помочь, еще чем-то быть ему обязанным. Это можно объяснить, если вообще это возможно объяснить, только лишь одним словом – любовь. Любовь, которую Бог имеет без каких бы то ни было пределов и границ по отношению к человеку.

Это я просто вскользь сейчас сказал, о чём мне захотелось сказать, обращая внимание на слова Господа к апостолам «принесите всё, что вы имеете». Они принесли этих пять хлебов и две рыбки. Одну семью вряд ли можно было бы накормить досыта этим количеством еды, однако же Господь повелевает ученикам, чтобы они рассадили на этой зеленой траве, которая превзошла своим величием и благолепием пиршественные трапезы Соломона, всех этих людей, в течение минувшего дня изголодавшихся, и отдать им эти хлебы, которые Господь прежде, обратив Свой Божественный взор к Отцу Небесному, благословил. Это тоже научает нас, как должно приступать к пище, что перед каждой едой мы должны, прежде всего, помолиться Богу и испросить благословение на этот щедрый дар Его, дарованный нам.

Я сейчас позволю себе очень легкомысленную вещь произнести, она наверняка вас рассмешит, но я даю себе отчет в том, о чём говорю. Один замечательный московский проповедник однажды так пошутил, он произнес это в проповеди, которую я слышал, и мне это запомнилось. Он говорит: Вы знаете, часто люди приходят на исповедь и говорят: «Батюшка, забываю молиться перед едой», а я, — говорит этот батюшка, — всегда даю им один и тот же совет, вот хорошо было бы наоборот, ты бы помолился Богу и забыл бы поесть.

Но, к сожалению, с нами такое не происходит, мы забываем Богу помолиться, но поесть, это уж святое, на это не моги посягнуть. Это беда наша, что мы, не помолившись перед едой и не поблагодарив Бога после еды, мы тем самым показываем, насколько мы не благодарны, насколько мы лишены этого элементарного качества, этого чувства быть благодарным Богу за хлеб наш насущный, который Господь дарствует нам.

Господь питает пять тысяч человек, как об этом говорится в сегодняшнем Евангелии, кроме женщин и детей, т. е. наверное, больше десяти тысяч человек было, и они насыщаются пятью хлебами и двумя рыбками. Мало того, Господь не только насыщает их досыта, а еще остаются остатки от этой удивительной, божественной трапезы. Господь повелевает ученикам и говорит: Соберите оставшееся в корзины. Вся имевшаяся пища могла бы уместиться на самом донышке корзины, а здесь остатки еды «соберите в корзины». Иногда, и очень часто, атеисты, материалисты, безбожники, пробежав глазами Евангелие, говорят: ну как этому всему можно верить, разве это мыслимо и возможно представить, чтобы такое невероятное количество людей насытить таким ничтожным количеством пищи.

Отвлечемся на одно мгновение и о другом сейчас вспомним.

Историки говорят о том, что на континенте, именуемом Америка, до первооткрывателей ее никогда не выращивали пшеницу, чем-то другим кормились те туземцы, которые жили там. Когда появились первооткрыватели, они привезли с собой несколько мешков пшеницы, очистили первое попавшееся поле и, распахав его, засеяли этим небольшим количеством привезенной с собою пшеницы. Осенью местные жители были потрясены, каким необыкновенным урожаем исполнились пришельцы. Потом они были вынуждены еще большие территории земли обрабатывать и сеять еще больше пшеницы, и она в свою очередь приносила необыкновенный урожай, настолько, что это страна на сегодняшний день кормит не только себя, но и многие другие страны. Впрочем, к слову говоря, в нашей Сибири было тоже самое. Приезжали в еще совершенно неосвоенную, не имеющую никаких признаков цивилизации землю, расчищали поля и равнины и потом засеивали пшеницей, и потом Россия стала кормилицей и житницей для очень многих и многих стран. Не чудо ли, когда Бог этому зерну, этому семени дает такую мощную силу, что оно, брошенное в землю, прорастая, приносит необыкновенный, способный напитать многих урожай. Это сравнение вполне адекватно тому, о чём мы с вами говорим. Господь, Творец и Зиждитель, Он является начальником жизни, Он является подателем всего сущего, Он кормит и питает всех, кого Он призвал из небытия к бытию, и поэтому для верующего сердца нет ничего необыкновенного, чего-то невозможного и не способного для того, чтобы это вместить в глубины своего благодарного сердца.

Еще на одно удивительное обстоятельство, о котором отчасти я уже упомянул, мне хотелось бы обратить ваше внимание. На то, что Господь после того, как все насытились (заметьте, не раньше), повелевает собрать оставшиеся куски от этой необыкновенной, чудесной трапезы, и собирают этих кусков, как об этом свидетельствует евангелист, двенадцать полных корзин, двенадцать полных коробов. Почему двенадцать, а не одиннадцать, почему не пятнадцать или ни какое-то другое число? А потому что ровно такое количество сопутствующих Христу учеников было с Ним, чтобы каждому из апостолов по коробу, по корзине, чтобы они, посылаемые в мир проповедовать слово евангельской истины, способны были насытить тех, кто жаждет не столько хлеба материального, сколько жаждет слова Божьего, ибо Сам Господь Своим неложным глаголом еще в пределах Ветхого Завета говорит: Не о хлебе едином будет жить человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих.

Это тоже имеет очень глубокое символическое значение, но мы с вами оставим этот символизм до какого-то будущего случая, впрочем, мы об этом не единожды с вами говорили, и мне хотелось бы в этой связи о более понятном, о более приземленном сейчас сказать.

Заметьте, как рачительно Господь печется о том, что осталось. Это назидание и урок каждому из нас, чтобы мы с вами не бездумно, не расточительно относились к тому, что Бог нам дает. Потому что сегодня, как, наверное, никогда, мы можем видеть, как еда, остатки еды выбрасываются в помойку, когда люди уже совершенно забыли о скорбях, которые посещали нас народ. Для каждого благодарного сердца должно всегда воспоминать, принимая от Бога тот или иной дар, что испытывали люди, пережившие Великую Отечественную войну или блокадный Ленинград, когда они граммами измеряли хлеб, крошками готовы были насыщать себя, и что мы видим сейчас, – как хлеб, булки, прочая пища валяется на тротуаре или выбрасываются в мусорный ящик, и тому подобное. Конечно же, это страшный грех. За этот грех Господь может вернуть человеку скорби и лишения, от которых Он по Своей великой милости всех нас избавил, потому что мы не знаем с вами, что такое голод, мы не знаем с вами, что такое лишения. Мы действительно облагодатствованы Богом всецело, и поэтому, дорогие братья и сестры, святые отцы говорят так, что расточительность и скупость – это явления одного и того же порядка, это примерно один и тот же грех.

В русском православном сознании, я говорю, прежде всего, о том, еще дореволюционном сознании, всегда для людей, которые были благотворителями и которые питали и кормили нищих, нуждающихся, для них большим недопустимым преступлением была расточительность. Известно о том, что последний царь – мученик, страстотерпец Государь Николай Александрович, был человеком чрезвычайно щедрым и добродетельным. Он осуществлял удивительные милостыни нуждающимся людям, и при этом он воспитывал своих детей, наследниц и наследника русского престола, в чрезвычайной скромности и нерасточительности. Известно о том, что младшие дети царской семьи донашивали одежду за старшими, это факт исторический. Казалось бы, они уж могли себе многое позволить, могли бы блистать и роскошествовать, но этого не было, потому что прежде всего трезвое, здравое, христианское, евангельское понимание вкладывалось в сознание наследников русского престола.

И в то же время известны случаи, когда человек становился существом чрезвычайно скупым, неспособным ни на какое сострадание и милосердие. Я даже сейчас не говорю о скупом рыцаре из нашей русской классической литературы, который так и зачах на сундуке с золотом.

Известен случай про одного купца, о нём очень многие рассказывали в свое время, который был настолько скуп, настолько жаден, что от него даже корки сухой невозможно было бы выпросить, так вот он умирал и чувствуя приближение своей смерти, представьте себе, единственное, что он говорил, это были последние осознанные слова его: Это всё мое, все эти деньги — мои, это мое богатство, я своими собственными руками всё это добыл. А потом уже, потеряв остатки своего разума, он стал заглатывать ассигнации, чтобы они никому не достались. Какое безумие, какое сумасшествие! К чему приходит человек, который пришел к крайней степени жадности и скупости.

И напротив того, нам известны примеры, в частности, связанные с личностью преподобного Сергия Радонежского. Когда монастырь испытывал голод и монахам нечего было есть, пришли крестьяне близ лежащих деревень и говорили: Отче, нам хлеба, нам есть нечего, мы уже начинаем падаль кушать, потому что голод разразился, что нам делать? И преподобный повелел открыть оставшиеся запасы хлеба и раздать нищим. Братия возроптала, вознегодовала на него, потому что им самим есть нечего было, но преподобный именно так распорядился. И когда крестьяне ушли утешенные, то вдруг, откуда ни возьмись, подъехало несколько подвод с пшеницей и с хлебом. Какой-то неведомый, неизвестный благотворитель восполнил то, что было отдано без остатка, голодным крестьянам.

Одна пожилая прихожанка однажды сказала такие замечательные слова: Вот это уже замечено, когда кому-нибудь подаришь или дашь то, чего тебе больше всего жалко, тогда Господь тебя обязательно одарит тем же самим. Ведь это мы все знаем, если ты подашь, не скупясь, щедро, то Господь тебе вернет это сторицею.

Опять мы с вами, дорогие братья и сестры, возвращаемся к той же самой истине, что Господь никогда не останется в долгу, Он Сам, повторяю уже в начале произнесенную мысль, желает быть в долгу у человека. Парадокс необыкновенный, человеколюбие, не вмещающееся в понимании и сознание, и любовь Божия к человеку; Бог, Творец, Создатель, желает быть у нас в долгу, с одним лишь условием, чтобы мы сами благотворили, чтобы мы сами подавали. Однажды один епископ спросил у меня: А ты чем людям помогаешь, ладно, у тебя семья, ты семье помогаешь, но каждый должен кому-то обязательно помогать! Это было и остается его жизненным принципом – кому-то помогать. Я знаю этого архиерея, за свою жизнь он купил многим, еще только начинающим свой жизненный путь батюшкам кому квартиру, кому дом, всё необходимое для того, чтобы человек начал как-то устраивать свою жизнь. Т.е. человек, находясь на свешнице церковного служения, стольких людей облагодатствовал, облагодетельствовал, т. е. он видел и видит смысл своего архиерейского, священнического служения и христианского, человеческого достоинства в том, чтобы помогать другим. Поэтому каждый из нас должен вокруг посмотреть, кто в моем ближайшем окружении нуждается в моей помощи.

Конечно, у каждого свой достаток, свои возможности, свои условия, свои способности, но, тем не менее, мы видим с вами этот евангельский неувядаемый образ, который никогда не померкнет, и когда мы говорим: «А чем я могу другим помочь, мне бы как-то самому концы с концами свести», вспомним евангельскую вдовицу, которая пришла в храм Божий и положила две лепты, два гроша, в церковную сокровищницу, а Господь сказал ученикам: Та вдовица положила больше, чем все, кто клал в эту сокровищницу. А ведь приходили богатые люди, щедро, широким жестом, не скупясь, златом сыпали в нее, но эта вдовица положила больше, потому что от неимения своего это сделала.

Мы много раз с вами вспоминаем святителя Иоанна Златоуста, учителя Церкви, отца Церкви, который, наверное, столько сказал о Евангелии, о Священном Писании, сколько никто другой не сказал. Если же нас с вами кто-нибудь когда-нибудь спросит, или мы сами захотим кому-то сказать, кем он был, и какая основная мысль была свойственна его поучениям, то можно ответить так. Ему была одна лишь мысль свойственна, о чем он говорит непрестанно, что выше милостыни ничего нет и быть не может. Девство и то, при всей высоте этого служения Богу, всё равно ниже, чем милостыня и сострадание, вспоминая о тех десяти девах евангельских, из которых пять были мудры и пять юродивы. Мудрые запаслись елеем добрых дел, и поэтому им было что ответить Богу, они благотворили, а безумные, юродивые, хотя они были девами, как сказано в Евангелии, пред ними двери брака небесного, этого пиршества небесного были закрыты: Господи, отвори нам, — взывали они! И Господь им сказал: Я не знаю вас, кто вы. Поэтому Господь говорит нам всем: Не всякий говорящий Мне Господи, Господи войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Мы неоднократно в Евангелии встречаем, когда Господь приходит к кому-то в гости, помните? Он приходил к фарисею, к Матфею-мытарю, он приходил к Симону прокаженному, к Закхею, еще к кому-то, есть ряд таких моментов. А сегодня Господь Сам пригласил всех к Себе в гости и сегодня Сам напитал пять тысяч человек, кроме женщин и детей, таким чудесным образом.

И ученикам даровал назидание и нам с вами, дорогие братья и сестры, показывая, что придя к Нему и принеся всё, что у нас есть, не мнимые собственные заслуги, которые не более, чем пыль и дым, а сокрушенное сердце свое, тогда Он напитает нас и благами преходящими и житейскими, земными, без которых мы тоже обойтись не можем, потому что мы из плоти и крови созданы, всегда памятуя слова апостола Павла в пятнадцатой главе его Первого Послания к Коринфянам, что плоть и кровь Царствия Божия не наследуют. Поэтому не земным мы должны лишь жить, не о земном лишь думать и проявлять попечение, а прежде всего стремиться к горнему, небесному, то что Бог уготовил нам как величайший дар Свой, как величайшую радость, как величайшее благословение, как неоскудевающее счастье и блаженство, где подобает всякая слава, честь и поклонение Богу Единому, в Троице славимому и поклоняемому, Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, и этой благости Господь сподобляет всех нас, зовет и соделывает нас ее причастниками, дабы мы, не лишившись оной, всегда были с Господом, ибо Он Благ и Человеколюбец. Аминь.