Слово в Неделю 8-ю по Пасхе, в День Святой Троицы, Пятидесятницы.

Сегодня мы в только что прочтённых коленопреклонённых молитвах, в последней из них, слышали именно это откровение Пребожественной Тайны, что днём святой Пятидесятницы, сошествием Всесвятаго Своего Духа, Господь открывает роду человеческому неизреченную, неизглаголанную, неисповедимую устами и тварным разумением тайну – тайну Триединого Творца и Бога. И мы с вами, дорогие братья и сестры, являемся сотаинниками этой величайшей тайны, этого величайшего Божественного откровения, что Бог, Единый по существу – Триипостасен и Личностен.

Сегодня, прославляя и празднуя это событие, мы не можем с вами не обратить свой мысленный взор к тому удивительному повествованию, которое сегодня благовестил нам святой апостол и евангелист Лука во второй главе Книги Деяний, именно это место Священного Писания сегодня огласило своды храмов Божиих. В нем мы слышали о том, как ученики Христовы, апостолы Господни, собрались в той самой Сионской горнице, которая была свидетельницей их присутствия тогда, когда Господь учредил и установил Таинство Божественной Евхаристии. Именно здесь, в этой Сионской горнице, в день Своего тридневного Воскресения Спаситель мира явился Своим ученикам, пройдя «дверем затворенным» и явил им радость о Своём Воскресении. В день же пятидесятый после Своего Воскресения, они, Христовы ученики и апостолы, были собраны именно в этом месте, и все они, да и не только они, но и многие, многие люди, которые к этому дню собрались в Иерусалим, потому что день Пятидесятницы был днём ветхозаветного торжества и празднования, услышали необыкновенный шум, как будто ветер, раздирающий всё вокруг себя. Они увидели пламенеющие огненные языки, которые почили над главами каждого из самовидцев Христовых. Апостолы исполнились благодати Всесвятаго Божьего Духа, исполнились величайшего дерзновения. Все они заговорили о Христе Распятом и Христе Воскресшем языками, знакомыми всем тем людям, которые собрались в Иерусалим для празднования дня Пятидесятницы.

Это были представители разных народностей, это были Еломиты, это были Мидяне, это были Персы, это были жители Каппадокии, Понта и Ассии и, прочих, и прочих иных земель. Люди, говорившие в пределах своего Отечества на языке им понятном, но не понятном другим людям, жившим в иных пределах, вдруг услышали этих простых рыбарей, которых видели часто в присутствии Христа, говорящих на их языках, на языках, которых им никто не открывал, которым они не учились в своей жизни. Это удивительное чудо, выходящее за границы и за рамки человеческого понимания и рассудка. В мгновение ока наитием Всесвятого Божественного Духа апостолы Христовы исполнились неизреченного дара иных языков и заговорили на них, не только для того, чтобы поразить находившихся в Иерусалиме в этот день, но и для того, чтобы потом идти и проповедовать слово Евангельской истины в те народы, в те страны, языка которых они исполнились содействием Святого Духа.

Но не только это является выражением изумления всех нас и всего рода человеческого, но ещё и то, что проповедь Христовых самовидцев, эта была проповедь обыкновенных простых людей, галилеян, с точки зрения иудеев, не заслуживающих даже внимания к себе, так как они были людьми совершенно чуждыми какого бы то ни было просвещения. Но именно они, заговорив на иных языках, обратили всю вселенную, всю поднебесную к подножию Креста Господня.

Поразительно то, какою силою духа они говорили о Христе. Мы можем прочитать то, что написано в той же самой, уже упоминавшейся сегодня Книге Деяний несколькими строчками позже сегодняшнего литургийного чтения, что проповедь апостола Петра была столь дерзновенна, такою удивительною силою духа обладала, что, как повествует автор этой книги, после проповеди апостола Петра три тысячи людей уверовали во Христа. Это были те самые люди, которые пятьдесят дней тому назад кричали Пилату у подножия Креста: «распни, распни Его», а сегодня они говорят: «что нам делать, чтобы спастись?» Апостол Пётр, как бы щадя их безумие, говорит им: «Я знаю, что вы и начальники ваши по неведению это сделали, поэтому пусть каждый из вас обратится и уверует в Господа Иисуса Христа».

Повторяю, три тысячи от проповеди обыкновенного неграмотного рыбака Петра уверовали во Христа и приняли крещение, а спустя совсем короткое время после проповеди того же самого первоверховного апостола пять тысяч уверовали во Христа и стали последователями Господа и Спасителя. Что, как не благодать Всесвятаго Божьего Духа внушала и вразумляла их, и исполняла твёрдости духа сих людей, когда они слышали эти благоуветливые, дерзновенные апостольские глаголы.

Апостол Павел в одном из своих Посланий говорит замечательные слова, которые уже имеют отношения не только к апостольскому лику, но и к каждому из нас, исповедующих веру в Господа Иисуса Христа, он говорит так: кто духа Христова не имеет, тот и не Его. То есть, если мы не имеем духа Христова, то мы и не можем принадлежать Христу, поэтому самая главная цель нашего человеческого существования, дорогие братья и сестры, стяжать дух Христов в своё сердце.

Каким образом он приобретается и стяжевается? Прежде всего – стремлением жить по Христу, жить во исполнение святых Христовых заповедей. Мы можем сегодня не без содрогания вспомнить слова святителя Феофилакта Болгарского, который говорит: Содрогнёмся, братие, от того осознания, что кто не живёт по заповедям Христовым, того и вера бесполезна. Вслушаемся и ужаснёмся этих слов. Если мы хотим каким-то образом в своей жизни примирить Христа и тот греховный мир, законами которого мы часто живем и следуем, то мы никогда не способны будем стяжать в себя духа Христова. Если человек пытается идти на бесконечный компромисс со своей совестью и умом, говоря, что он в Бога верует, а поступками своими чужд тому, что Христос велит каждому из нас, тогда и вера наша во Христа будет бесполезна и тщетна.

Вы знаете, в чём будет заключается пришествие антихриста — сына погибели? В Церкви оно будет заключаться, прежде всего, тем, что внешнее будет соблюдаться самым наилучшим образом, а внутреннее содержание человека будет абсолютно чуждо Христу и Его святому Евангелию. Мы ведь с вами тысячу раз об этом говорили и воспоминали, что Христа Господа нашего распяли на Кресте верующие люди, ибо фарисеи и законоучители не только заявляли о себе, что они веровали в Единого Бога, но и других этому учили и считали себя единственными законоучителями, способными привести к истине и к Богу. Но вся их вера была лишь внешним, фарисейским, показным выражением своих убеждений, поэтому когда пришла Истина, они эту Истину пригвоздили ко Кресту.

Трагедия верующего человека заключается в том, что он пытается примирить на территории своего сердца, на территории своей жизни вещи непримиримые, как постол Павел говорит в Послании к Коринфянам, какое может быть общение у Христа и велиара, что может быть общего у света с тьмой?

Поэтому мы, дорогие братья и сестры, сегодня внемля коленопреклонным сим дивным глаголам, которые оглашали своды храма Божьего, и чему только что были свидетелями и сомолитвенниками, наверняка не могли не услышать самого главного содержания этих молитв: того, чтобы Господь даровал нам правую, истинную, неповреждённую веру во Христа, ту самую веру, наследницей которой является святая Православная Церковь, а мы милостью Божиею являемся чадами этой Святой Апостольской Христовой Церкви.

А иное содержание этих молитв заключается в том, чтобы Господь даровал нам видение своих грехов и покаяние, и сокрушение, и стремление всецелое и целожизненное избавиться от всего того, что препятствует каждому из нас в нашем пути к Небу. Да избавит нас Господь от всего того недоброго, нечистого, злого и греховного, что препятствует нам соединиться со Христом и обладать в своем сердце Духом Христовым, и да соделает Господь нас, подобно ученикам Своим, исполнившимся сегодня благодати Всесвятаго Божьего Духа, носителями этой радости, этого ликования, этого торжества, чтобы через эту радость сподобиться и нам вечной жизни и Царствия Небесного. Аминь.