В самом деле, на первый взгляд, здесь речь идет о вере. Ведь повеление Господа апостолу Петру прийти к Нему по водам (ст. 29) подразумевает, что ученик имел такую веру своему Божественному Учителю, что, нимало не смущаясь, ступил за борт лодки. И действительно, так оно и есть. Вера, без которой согласно апостолу Павлу, угодить Богу невозможно (Евр. 11.6), является краеугольным камнем нашего спасения. Но, кроме этого, в этом отрывке скрыт еще один призыв, на который хотелось бы обратить внимание.

Перед тем, как дать повеление апостолу, Господь говорит ученикам: Не бойтесь (ст. 27). Эта фраза обычно несколько выпадает из общего контекста рассуждений о вере. А между тем, в ней заключен глубочайший смысл.

Семь раз в Евангелии повторяются эти слова Христа Спасителя. Эта заповедь встречается чаще всего: Господь учит Своих учеников молиться, поститься, творить добрые дела, но чаще всего обращается к ним именно с этим призывом: Не бойтесь.

Почему же столь большое внимание уделяется этому? Ответ на это дает святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Он пишет: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви (1 Ин. 4.18).

И вот теперь нам раскрывается смысл повеления Христа, обращенного к апостолу Петру. Он как бы говорит: «Возлюби Меня, о учениче, и тогда по вере и любви твоей ты сотворишь дивные дела». И хождение по водам становится лишь только малой частью тех чудес, которые сотворил Христос. Самое главное чудо происходит в душе человека, когда она, изгнав страх, наполняется любовью.

А теперь посмотрим на нас с вами. Что нам сделать, чтобы стяжать эту любовь, которую апостол Павел именует совокупностью совершенства (Кол. 3.14). Не бойся, — отвечает нам Господь. Не бойся делать добрые дела, не бойся проявлять любовь к ближним и дальним, не бойся быть христианином всегда и везде. Ведь мы с вами призваны к свидетельству о вере всюду, а не только в храме. Свидетельство о вере же означает не только красивые и правильные слова, но прежде всего – подкрепленное ими дело. Поэтому если кто-то из нас врач – то он должен быть лучшим врачом, потому что он христианин. Если кто-то таксист – то он должен быть лучшим таксистом, потому что он христианин. Даже бабушка должна быть лучшей бабушкой, потому что она христианка.

Поэтому этот отрывок из Евангелия на самом деле о любви. О том, что мы, выражаясь словами одного богослова, «обречены на любовь», без которой наша проповедь жизни во Христе будет неполной. Осталось только исполнить эту любовь, исполнить ее своей жизнью, своими трудами, своими подвигами.

У каждого из нас свое послушание. Кто-то трудится на работе, кто-то учится, кто-то занимается домашним хозяйством. Но у каждого из нас есть возможность явить миру истинную любовь, в которой нет места боязни, но только все и во всем Христос (Кол. 3.11).

Так пусть же каждый из нас, выходя из храма на свое послушание, пойдет, подобно апостолу Петру по волнам бушующего житейского моря, не смущаясь и не боясь, но предав всю жизнь свою Христу Спасителю нашему, Которому подобает всяческая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Протоиерей Владимир Александров

 20 августа 2016 г.