Слово в Неделю мясопустную, о Страшном суде

А есть место, где никогда не плачут – это Царствие Небесное, вечная радость с Богом, это то, о чём мы тоже сегодня с вами слышали в Евангелии. Неслучайно сегодняшний воскресный день, отделяющий нас всего-навсего неделей от наступления Великого поста Церковь, называет Неделей о Страшном суде. И сегодня мы слышали словеса Божественные о том, как будет проходить этот Страшный суд, о котором мы нередко упоминаем, нередко вспоминаем и говорим, но вместе с тем, Господь вновь и вновь, каждого из нас лицом к лицу ставит перед этой неотвратимой реальностью, которая произойдёт со всеми нами гораздо раньше, чем нам представляется и кажется.

Сегодня мы слышали слова, которые многие из присутствующих знают почти что наизусть. Господь сказал о том, что когда Он придёт судить мир, то всё человечество, весь род людской, разделит на две части так, как пастух отделяет овец от козлищ.

Одних поставит по правую руку от Себя, а других по левую, и тем, что по правую, скажет: Приидите, благословеннии Отца Моего и будьте наследниками Царствия Небесного, которое Я уготовил вам прежде создания мира: ибо когда Я жаждал, вы напоили Меня, когда Я был голоден, вы накормили Меня, Я был наг, вы одели Меня, Я был болен и в темнице, вы посетили Меня.

А тем, что станут по левую руку от Господа, Он скажет страшные, неотвратимые, ужасающие слова: Уйдите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его, ибо Я жаждал, вы не напоили Меня, Я был голоден, вы не накормили Меня, Я был наг, вы не одели Меня, Я был болен и в темнице, вы не посетили Меня.

И поражает в этом Евангелии реакция и тех, и других. Те, что с правой стороны были поставлены Господом — они недоумевают, в чём же заключается их праведность, в чём заключается их святость, для них было так естественно творить добро, они не замечали, что они кому-то оказывают какое-то благодеяние, они недоумевают и говорят об этом Господу совершенно искренне.

Между прочим, хочу обратить ваше внимание на искренность и тех, что справа, и тех, что слева. Те, что справа спрашивают: когда Ты, Господи, к нам приходил и мы Тебя накормили, напоили, одели, посетили, а Он им скажет: вы, сделавшие ближним вашим это, вы Мне это сделали.

Искренни были и те, которые по левую сторону от Христа стояли и были осуждены в вечную погибель. Они не понимали, за что их судит Христос. Они в голову себе взять не могут, в чём их вина. Они недоуменно спрашивают: когда Ты к нам приходил? Ну, неужели, если бы мы Тебя увидели, Господи, во славе ли, приходящего к нам, или в уничижении, то разве мы не протянули бы Тебе руку помощи. А Господь им с укоризной скажет: вы, не сделавшие ближним этого, вы Мне этого не сделали. Господь Себя отождествляет со всяким нуждающимся человеком. И это, наверное, одно из самых прозрачных Евангельских повествований, всем очень понятных. Ну, кто из нас скажет, что я вот здесь чего-то не до понимаю, или мне чего-то здесь не ясно, какой-то туман. Да никто из нас просто не способен будет так сказать. Ведь это очевидно, что за всяким нуждающимся в нашей помощи, в его лице стоит Христос. И если мы прошли мимо него, мы прошли мимо Христа.

Сегодняшнее Евангельское повествование, дорогие братья и сестры, действительно очень часто всех нас как-то отрезвляет, приводит в чувство. Потому что говорит нам совершенно откровенно, совершенно открыто, без обиняков, без иносказаний о том, что будет, прежде всего, оценено в нашей с вами жизни на Страшном Суде. Если мы не имели человеческой любви и сострадания, то какою мерою мы здесь с вами меряли, точно такой же мерою отмерится и нам.

Там будет уже бесполезно говорить то, что мы говорим порой, проходя мимо нищего, в ответ на отголоски христианской совести: чего это я буду ему подавать, это же пьяница, опустившийся тип, пускай он работает, молодой еще, ему пахать и пахать. Всего этого мы уже ничего не скажем Господу на Суде. Дескать, Господи, я потому не подал, что он был такой, сякой. Господь скажет, что это Я был такой, сякой. Это ты Меня видел, это Я у тебя просил, и ты Мне не подал. Это очень страшно!

Поэтому как бы нам всем научиться, дорогие мои, не смотреть на лица тех, кто просит у нас. Я понимаю, существует тысяча контраргументов против того, что сейчас сказано, но заметьте, я хочу обратить ваше внимание на то, что это контраргументы не против того, что я сейчас говорю, а против того, что Христос сегодня в Евангелии говорит. Мы готовы так поставить вопрос? Да, они бездельники, они пьяницы, они такие, сякие (хотя я не подвожу всех нуждающихся под названные категории, есть действительно люди нуждающиеся), и как бы всё наше нутро не переворачивалось против них, всё равно прав Христос, прав Господь — это очевидно и главное выполнимо.

Я уже как-то говорил, не буду в подробностях рассказывать, как один старчик, батюшка, сказал: а что грех подать нищему? Ну, какой же это грех, наоборот, это то, что способно нас превратить в человеков. Господь предоставляет нам разные возможности благотворить, в конце концов, мы не должны и не имеем никакого права ссылаться, на то, что мы не имеем таких возможностей и у нас средств недостаточно и т.д. Господь возвысил милостыню убогой нищей вдовицы, положившей две лепты в церковную сокровищницу в пожертвование. Эту милостыню Господь возвеличил выше всех других приношений, даже щедрых и богатых, потому что она от неимения своего отдала всё, что имела. Вот это Господь прославил. Господь не возвеличил богатых людей, которые приходили и жертвовали, они как бы прошли мимо, о них мы ничего в Евангелии не слышали и не читали, а вот бедную вдовицу, отдавшую два гроша, на которые только кусок хлеба можно было купить, Господь возвеличил и прославил, потому что этот человек от сердца отдал.

Так вот, дорогие мои братья и сестры, сегодняшнее Евангельское повествование говорит о страшном испытании, которое ожидает всех нас. И от нас с вами зависит, будем ли мы всегда плакать или никогда плакать не будем, потому что наша земная жизнь является мерилом, критерием того, чему мы будем наследниками в вечности. Весьма неслучайно Церковь именно накануне Великого поста нам говорит об этих серьёзных, очень глубоких и самых важных в жизни вещах, потому что всё остальное не имеет значения по сравнению с тем, что ожидает нас в будущем.

Многие люди иногда говорят, ну что эта Церковь, и так наша жизнь полна всевозможных скорбей, невзгод, жизненных трудностей и всего прочего, ещё об этом задумываться, ещё этим себе настроение портить, омрачая праздник жизни. Меня поражает логика такого рассуждения. Предположим, у человека гастрит, ему говорят врачи: тебе нельзя ни спиртного, ни жареного, не жирного, тогда ты более или менее будешь как-то существовать. Или у человека стенокардия, ему говорят: ты должен пить сосудорасширяющие лекарства и так далее. А человек говорит: да не хочу я ничего этого делать, не хочу я этих горьких лекарств пить, и почему я от всего этого должен быть зависимым, почему я должен себе отказывать в спиртном и в жирном, и в жареном? Если он будет так рассуждать, то через год он может оказаться на Хованском или Домодедовском кладбище, это абсолютно точно. Т.е. если ты, имея немощи физические, вынужден, соблюдать предписания врачей, даже не имея на то желания, чтобы как-то более или менее существовать. Почему ты считаешь, что те церковные предписания, которые Господь посредством Церкви Своей всем нам даёт, не являются столь же важными, и даже в превосходной степени важными.

Мы можем не поститься, не молиться, мы можем в храм не ходить, в конце концов, это личный выбор каждого человека. Ну и что? А что тебя ожидает потом? Знаете, такая замечательная поговорка на Руси была: кто хранит пост, того Бог хранит. Вот так говорили наши благочестивые предки, поэтому то святое время, которое приближается к нам, которое утесняет нас и сама мысль о котором начинает нам портить настроение. Но это то, что вытесняет из нас, как его называет апостол Павел, ветхого человека. А вот тот евангельский человек, который тоже живёт в каждом из нас, он со дня на день обновляется и воцаряется с радостью и ликованием.

Страшный Суд, о котором мы сегодня говорим, о нём Сам Господь говорит в Евангелии так: Суд состоит в том, что свет пришёл в мир, а люди выбрали тьму. Какие удивительные слова, в этом и состоит Суд. То есть нам Христос, Свет истинный, дарствует Себя и говорит: приидите ко Мне все труждающиися и обремененнии, и Я упокою вас, возьмите иго Мое на себе и научитесь от Мене, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, ибо иго Моё благо и бремя Моё легко. А мы предпочитаем тьму, нам гораздо комфортнее во тьме находиться, нежели во свете Христовом, и это страшно. Поэтому, слава Богу, что у нас есть это удивительное и замечательное время – время Великого поста, которое приводит нас в чувство! Мы действительно в это святое время приходим в себя. В прошлое воскресение читалась удивительная притча о блудном сыне, вы помните, мы всегда с вами рассуждаем и говорим о том, что этот блудный сын, скитавшийся на стороне далече, он вдруг пришёл в себя, очнулся, отрезвился, вот так же и мы с вами. Нам Господь даёт возможность прийти в себя, почувствовать подлинную, настоящую сладость молитвы, радость живого Богообщения. Впрочем, эта возможность дарствуется каждому человеку. Но как мы её принимаем и как мы желаем идти Богом, дарованным нам путём, зависит от нас, от нашей свободы, от нашего выбора.

Недавно одна прихожанка рассказала мне историю, которой я не знал, но потом, заинтересовавшись, уже подробно прочитал об этом. Это вполне соответствует действительности. Вы знаете, как умер Антон Павлович Чехов, великий русский писатель? Он умер совсем молодым человеком, едва больше сорока лет ему было. Он, как известно, болел очень страшной открытой формой туберкулёза, тогда это с трудом поддавалось лечению. Когда уже находившемуся на смертном одре, Антону Павловичу предложили пригласить батюшку-священника, (это мы говорим о дореволюционной России, когда христианское благочестие было не в пример нашему), но он был скептиком, человеком, к сожалению, очень далеким от христианства. Ему советуют, батюшку пригласить надо, а он знаете, что в ответ сказал? – «Принесите мне, пожалуйста, шампанского!». Ему принесли шампанского, он сделал глоток и сказал: хорошее шампанское, никогда такого не пил. И умер.

А вот вчера воспоминалась дата кончины другого русского писателя — Фёдора Михайловича Достоевского, они были почти современниками, так вот тот умер совершенно по-другому, как христианин. Где-то за сутки до своей смерти, которая возникла как-то совершенно неожиданно – у него кровь горлом пошла, какие-то были предпосылки и раньше, а вот тут он начал захлёбываться кровью, и супруга Анна Григорьевна очень испугалась и предложила своему драгоценному мужу пригласить батюшку. Батюшку пригласили тот час же. Фёдор Михайлович был усердным прихожанином храма Владимирской иконы Божией Матери в Петербурге, и до сегодняшнего дня этот храм существует, и даже показывают место, где он стоял (как тот самый мытарь), он не проходил внутрь храма и прятался за дверью, так, чтобы его никто не видел, все-таки личность знаменитая. Он всегда молился в этом храме. Представляете, потом сам священник, принимавший исповедь Федора Михайловича, в своих воспоминаниях писал, что он несколько часов исповедовался подробнейшим образом за всю свою жизнь, хотя до этого, конечно же, он регулярно исповедовался и причащался. Потом, когда батюшка ушёл, причастив этого великого человека, он попросил свою любимейшую жену, понимая что уже отходит, чтобы она открыла ему Евангелие. Это Евангелие его сопровождало всю его жизнь, это Евангелие подарила ему Наталья Дмитриевна Фонвизина, когда он шёл на каторгу, она была супруга декабриста, и в Сибири, в Тобольске, в пересыльном пункте, узнав, что Достоевский едет по этапу за участие в деле Петрашевцев, она принесла ему Евангелие. Это Евангелие он пронёс через всю свою жизнь, а потом он говорил и в дневниках нередко писал, что вот мой символ веры, что ничего для меня прекраснее, мужественнее, благороднее нет, чем личность Иисуса Христа.

Совсем другой человек, таланта не то, чтобы меньшего, а несравненно большего, чем тот, воспоминаемый нами вместе с шампанским. Так вот, Достоевский попросил свою жену принести то самое Евангелие, к тому же не нужно было его нести, оно было всегда перед глазами, в самые трудные жизненные моменты, когда в жизни его было сомнения, смущения, он наугад открывал Евангелие и веровал, что Бог ему Сам ответит в том, что он прочтет – так он поступил и теперь.

Наверное, для каждого из нас самым величайшим событием, без преувеличения, будет мгновение нашей смерти, потому что это будет встреча с Богом. И вот накануне этой самой величайшей встречи, Достоевский просит жену открыть Евангелие наугад, она открывает и читает. Это оказалась третья глава Евангелия от Матфея, где речь идет о крещении Господа нашего, когда Иоанн Предтеча удерживает Господа, говоря: мне ли Тебя крестить? На что Господь отвечает ему: оставь ныне, ибо нам надлежит исполнить всякую правду. И Достоевский говорит жене: вот видишь, не удерживай, потому что мне туда нужно. Понимаете, какой талантище, и там, и здесь, величайший талант, но как по-разному можно им распоряжаться. Можно шампанское попросить или сказать «не удерживай, потому что мне с Господом ныне надлежит быть». Вот как себя в жизни нужно настроить, чтобы всегда быть со Христом.

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, к каждому обращен своим Евангельским глаголом с тем, чтобы мы действительно всем своим существом осознавали и понимали, что здесь на земле, пусть всё и важно, и необходимо, но все мы здесь оставим, и предстанем на Суд Божий. Каков будет этот суд? Если в нашей жизни есть место подобающее, достойное Христу, если мы стремимся к тому, что Господь нам заповедует, стремимся по отношению ко всем окружающим нас людям, не делая различий в делах милосердия и сострадания, тогда действительно Господь нам скажет: Приидите, благословеннии Отца Моего и будьте наследниками Царствия Небесного.

А если мы будем совершенно иным образом свою жизнь вести, совершенно по-другому воспринимать — эгоистично, самолюбиво, себя лишь в центр своего существования ставить, вот тогда к каждому из нас, упаси Господи, могут обратиться слова Христа: Уйдите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Чего всех нас избави, Господи, и соделай нас добрыми причастниками и исполнителями Твоей святой евангельской воли, чтобы нам, идя по пути своего маловременного земного жития, удостоиться вечной радости и вечного утешения и доброго ответа на Страшном Судилище Христовом. Аминь.