Слово в Неделю о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и  исповедников Церкви Русской

Но грянул гром, и «громоотводов» не оказалось у Русской Церкви по одной простой причине: в то время люди привыкли просто приходить в храм, молится и думать, что этой молитвы, не сопровождаемой ни делами милосердия, ни добрыми делами, ни покаянием, ни исправлением, будет достаточно, чтобы Господь миловал русскую землю. Люди приходили в храм, чтобы замаливать грехи, как говорят в народе, как бы в компенсацию той безобразной, греховной жизни, которую они вели за пределами храма. И им казалось, что таким образом все сойдет им с рук. Но нет, не сошло, и последствия этого опасного заблуждения оказались величайшие.

До сих пор люди старшего поколения, да и среднего тоже, чувствуют, насколько серьезной была эта катастрофа. Посмотрим внимательно на себя, на те критерии истинного суждения о мире, которые мы, люди старшего поколения, ищем в себе: этим критериями праведности, истинности и объективности часто является независимость нашего суждения от религиозных воззрений. То есть получается так, что я могу правильно судить о жизни только в одном случае – если я нерелигиозен, а значит, объективен. Но ведь это безумие.

Христос говорит, что Он есть воплотившаяся Истина (см.: Ин. 14, 6). А это значит, что только тот, кто со Христом, может правильно оценить происходящее. Но почему мы так не делаем? Почему мы считаем, что даже исповедуя веру, чтобы правильно все понять, мы должны выйти за пределы ее учения? Все это последствия этой страшной катастрофы. Мы видим сейчас, что церкви возрождаются, что храмы и души людей воскресают. Но мы должны понимать, что это не наша заслуга – очень немощных и духовно ленивых людей, которых в храм часто не затащишь даже в Великий пост. А чья же это заслуга?

А это заслуга всех тех, о ком Святая Церковь нас призывает помолиться. Заслуга всех тех, кто жил в такое время, когда люди находились буквально по колено в слезах и по горло в крови. И находясь в этом состоянии, исповедовали веру во Христа, бесстрашно шли на величайшие мучения, которых не претерпевали во многом и древние христиане. И среди них были не только архипастыри, пастыри и монахи, воспитанные на примерах древних подвижников из житий святых. Это были и самые обыкновенные немощные молодые девушки и ребята, мальчики и девочки. Но они понимали, что истина не за теми, кто творит зло, а за теми, кто творит добро, за теми, кто молится и исповедует веру в нашего Господа, который есть Любовь и Свет. Возрождение нашей Церкви – это их заслуга, и мы верим непреложно, что они молятся за каждого из нас.

Новомученики, которые подвизались в этом храме, имеют особое усердие о всех тех, кто приходит сюда молиться. Они молятся о том, чтобы Господь просветил наши умы и сердца, чтобы Он вложил в наши души ревность в деле Богоугождения. Чтобы мы, всматриваясь в уроки нашей недавней истории, делали важные выводы для себя и для тех поколений, которые идут за нами, – наших детей и внуков. А если этих выводов не делать, кто знает, когда снова грянет гром и будут ли у нас «громоотводы».

Сегодня мы прославляем тех, кто явился образцом благочестия в это страшное время, кто засвидетельствовал, что жизнь во Христе и любовь ко Христу сильнее всего в этом мире, и нет абсолютно ничего, что могло бы человека, истинно любящего Господа, отвлечь от этого важного делания. Когда мы читаем жития святых новомучеников и исповедников российских, мы убеждаемся, что для них пребывание с Господом, переживание Его благодати настолько было реальным и осязательным, что никакие муки не могли отвлечь их или переубедить.

Но та высота, на которую поднялись святые новомученики и исповедники российские, конечно, не может сразу появиться в душе человека. Она приходит с течением времени как результат очень долгого, кропотливого, изнурительного труда, который мы называем духовное делание. Человек созревает в подвиге, рано или поздно, но он сподобляется того, чтобы Господь осенил его даром Божественной благодати. Но начинается этот подвиг всегда на путях покаяния, на путях смирения и раскаяния.

И неслучайно, может быть, на этот воскресный день выпала Неделя о мытаре и фарисее – первая Неделя в череде подготовительных к Великому посту. Все мы знаем притчу, которую рассказал Господь ученикам и народу (см.: Лк. 18, 10-14). Ее суть предельно ясна, сам Господь заключает притчу словами: Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 14).

В преддверии Великого поста, подготавливая нас к покаянному деланию, Святая Церковь говорит нам, что самое страшное, что может быть в жизни или в мироощущении человека, это высокомерие. Высокомерие по отношению к кому бы то ни было абсолютно. Господь для того пришел в мир, чтобы грешников спасти. Боговоплощение само по себе как явление было вызвано исключительно тем, что в мире не было человека, который бы не нуждался в спасении. И, с другой стороны, не было ни одного человека, который мог бы спастись своими собственными силами. Поэтому всякий нуждается во спасении, а это значит, что всякий пред Господом грешен.

Любое осуждение, которое мы часто пытаемся выказывать как знающие люди, радеющие о том, чтобы все было в нашей жизни хорошо, есть лицемерие, косвенное или прямое. А лицемерие есть свидетельство высокомерия. Осуждение, по сути дела, делает нас в своих глазах праведниками. Ведь если я имею возможность судить другого на предмет, грешник ли он, и выношу этот суд, то значит, сам я праведник. Но как только я говорю и утверждаю это, я тотчас ставлю себя в разряд тех людей, кто не нуждается в Спасителе, потому что Господь пришел в мир грешников спасти.

И предлагая нам из года в год сегодняшнее евангельское чтение, Святая Церковь пытается донести до нас эту самую что ни на есть важную мудрость: в нашей жизни мы должны стараться научиться никого не осуждать, стараться всеми силами тот грех, который мы видим в ближнем, увидеть обязательно в себе. Ведь если ты увидел грех в ближнем, это уже есть следствие того, что он имеется в тебе, причем не просто, как грех или грешок, а как страсть. Неслучайно и Господь говорит: И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7, 3). Мы западаем на грехи наших ближних, но надо понимать, что окружающие раздражают нас своими грехами и поведением исключительно по той причине, что в нас самих находится эта же самая страсть.

И вот, когда человек правильно расположится к восприятию того, что с ним происходит, и начнет задумываться, почему он судит и рядит других, то он увидит в себе такую бездну греха, что у него не останется абсолютно ни минуты времени, ни мгновения на то, чтобы заниматься другими грешниками. Ему своих собственных грехов до конца жизни, до порога смерти хватит. Успеть бы с ними разобраться!

Тот, кто это осознает, по сути дела, становится тем мытарем из притчи, который стоял при дверях в храме, не смел поднять глаз на небо, только бил себя в грудь и говорил: Боже, милостив будь ко мне грешному! Но самое главное для нас с вами здесь – не перепутать одно с другим: Господь не прославляет мытарей и не осуждает фарисеев, нет. Во всяком, так сказать, чине человеческого бытия и служения может быть и мытарь, и фарисей. Все зависит исключительно от одного – насколько мы страдаем своей собственной гордостью.

Помощи Божией, дорогие братья и сестры! В предстоящие седмицы, Недели, воскресные дни ждем вас всех в храме для молитвы, чтобы настроиться на правильный лад и с пользой пройти предстоящее нам поприще Великого поста.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю о мытаре и фарисее.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской,

05.02.2017