Слово в неделю Сыропустную – Адамова изгнания

 

Сначала нам был представлен образ Закхея мытаря, который после встречи со Христом Спасителем покаялся в грехах своих и подтвердил свое покаяние делами милости и исправления.

Затем нам был представлен образ двух молитв – молитвы мытаря и фарисея, и указано, что Бог гордым противится, а смиренным дает Благодать.

Был представлен образ – блудного, отказавшегося от отца сына, который из-за служения своим страстям – отказался от своего сыновства, отпал от Бога своими грехами и страстями, но был восстановлен в прежнем достоинстве и даже выше, благодаря искреннему покаянию и исправлению всей своей жизни.

Церковь представляла нам образ Страшного Суда – неотвратимости наказания грешников и радостного ликования праведников. Как для многих в жизни этот образ Страшного Суда стал отправной точкой к личному познанию Бога и покаянию в своих грехах.

Сегодня Святая Церковь для нашего спасения представляет нам самый яркий покаянный образ. Сегодня перед началом Великого Поста вспоминается Адамово изгнание из Рая за соделанный грех.Вспоминается тот первый грех человеческий, который был совершен из-за Гордости. Показывается состояние человека с Богом и состояние человека без Бога. Опять же показывается начало Покаяния первых людей, которые хотя и отпали от Бога, начали свой новый жизненный путь с покаяния для возвращения себе утраченного Рая – для достижения спасения – возвращения Благодати – получения Царства Небесного. Из Библейской истории мы знаем, что Адам и Ева нарушили Божию Заповедь, вкусили запретные плоды от Древа познания Добра и Зла, но не само внешнее нарушение Заповеди принесло такие серьезные последствия. Грех совершился, в первую очередь, в сердце человека – вот главное! Отход человека от Бога, саму смерть – принесло согласие человека с предложением, волей диавола, что он сможет быть без Бога, что он сам станет вместо Бога, сам станет Богом. В этом грехе сразу не покаялась Ева, посчитавшая, что именно так и может быть.

Не признал свою вину и Адам. Он посчитал, что не он виноват в этом грехе, а Ева, которую для него создал Бог, а затем и вообще посчитал, что во всем виноват Бог, устроивший всё добро зело. К сожалению, на призыв к покаянию от Бога: «Адам, где ты?», в каком ты состоянии? – люди не обратились. Восстановления в прежнем праведном состоянии не произошло.

И Адам уже, будучи с грехом, уже став смертным, в тяжелых муках совести, выводится Богом из Рая, Рай для человека, как состояние духовной радости, постоянное присутствие Бога, где нет печали и скорби и воздыхания, для человека закрывается. Поставляется Ангел Божий, который охраняет вход в Рай для человека, поврежденного грехом – не соответствующего Раю.

«Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: Увы мне, прелестию лукавою увещану бывшу и окрадену и славы удалену!…Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый: помилуй мя падшего».

Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия в своей проповеди на этот день говорил: «Сетование и покаянный плач Адама, удаленного от лица Божия за преслушание и нераскаянность – вот состояние, которое должна стяжать кающаяся душа, ищущая Господа».

Именно для того, чтобы каждый из нас еще и еще раз обратился к Богу с покаянием, Церковь и представляет нам сегодня образ плачущего о своих грехах Адама. Вместе с Адамом плакала и вся природа и все творение Божие. Так как во Адаме все согрешили и все творение несет печать греха Адама. Но Святые отцы учат нас: «Где падение – оттуда и восстание». Плачущий Адам у дверей Рая не был в отчаянии. Это были не слезы отчаяния, а слезы покаяния, слезы любви к Богу, слезы стремления к Богу, слезы веры в Бога и надежды, что покаянием, трудами, молитвой, скорбями, вновь можно достигнуть потерянного Рая – Царства Небесного. Посмотрите, уже, будучи здесь, у ворот Рая – Адам не допускает осуждения Евы, он смиренно молит Бога: «помилуй мя падшего». Святые отцы говорят нам, когда мы осуждаем человека за его грехи, то вину человека – берем на себя. Становимся участниками греха нашего ближнего. И Адам уже, будучи здесь у дверей Рая, на Земле, в месте изгнания – прекрасно это понимает и не допускает осуждения. Сегодня, на примере воспоминания Адамова изгнания – Святая Церковь представляет нам два состояния человека.

Первое состояние – это состояние святости и совершенства. Второе состояние – это состояние греха. Между первым и вторым состоянием есть большая граница – большая пропасть. И современный человек должен это четко понимать. Невозможно немножко согрешить, а потом служить Богу. Невозможно сегодня быть верующим, а завтра язычником. Состояние святости, к которому нас призывает Господь, это состояние постоянного восхождения к Богу, которое начинается именно с покаяния, с состояния решительного разрыва всякой связи с грехом. Часто в современном обществе мы можем слышать следующие слова: «Не согрешишь, не покаешься, безгрешных людей нет, нужно в жизни попробовать все, ведь один раз живем». И часто люди в большинстве своем живут такой философией, пока скорби, болезни, печали – Бог не заставляет человека задуматься о том Даре жизни, который Он ему вручил. Истинное покаяние, покаяние Адамово – это твердый, решительный разрыв человека со всяким, даже маленьким грехом, в своей жизни. Покаяться – значит измениться, Покаяться – значит исправиться, Покаяться – значит совершать дела противоположные своим грехам. В этот день, когда мы стоим на пороге, перед началом великого и спасительного подвига – Великого Поста, мы должны помнить, что Покаяние является содержанием – Целью Поста, Покаяние в свою очередь является и главным средством для достижения этой Цели. Как первый грех Адамов был совершен сначала не в Раю у дерева, а в сердце первого человека, так и наше возвращение в состояние святости – начинается в нашем сердце. Преподобный Серафим Саровский говорил, что человека, ставшего на путь жизни по Заповедем Божиим и человека, живущего по грехам своим, отличает только Решимость. В этот день мы сегодня, особенно у Бога просим решимости, решимости, чтобы порвать всякую связь с нашими грехами, решимость, чтобы изменить и исправить свою жизнь, решимость, чтобы жить с покаянием и делами достойными покаяния. Схиархимандрит Иеремия (Алехин) указывая на это говорил: «Великий Пост начинается воспоминанием изгнания Адама из Рая во юдоль плача и смерти, и заканчивается спасением, изведением его из ада и возвращением, но уже не в Рай сладости, насажденный «на востоке», а в Царство Небесное, в вечное сопребывание с Богом». Сегодняшний воскресный день напоминает нам о нашем грехе, о сладости утраченного Рая. Но этот же день, является и началом нашего восстания, сорокадневного исхода от греха – Великий Пост, вершина Его – Божественная ПАСХА и всеобщее вместе с Адамом Воскресение. Будем стремиться к Жизни. Будем стремиться ко Христу. Будем помнить, что «покаяние дал нам Бог в жизнь», чтобы мы обратились от грехов своих к вечной Радости и Счастью от пребывания с Богом.

Аминь.