Слово в Неделю сыропустную

Это время очень долгих служб, это время ограничения в еде, в каких-то развлечениях, привычных для нас, пусть даже и безобидных, и не предосудительных. Почему так, почему мы часто боимся наступающего поста, особенно Великого? Потому что он кардинально меняет жизнь каждого православного церковного человека, он понуждает нас бороться и от многого себя оградить, призывая к молитве и покаянию. Об этом мы будем с вами говорить всегда, и мне бы очень хотелось, чтобы это время не ушло, как вода в песок, в какие-то слова и благочестивые рассуждения, а чтобы мы действительно получили плод благой, святой от этого наступающего для нас времени.

Сегодняшний воскресный день имеет своё наименование, и те, кто готовят себя к воскресной службе, а это должны делать не только священнослужители, но и все богомольцы, заглядывая, по крайней мере, в церковный календарь, знают, о чём будет идти речь в Церкви. Мы часто вообще не обращаем никакого внимания на набранное мелким шрифтом сокращение каких-то имён, каких-то цифр и так далее, а это есть указание на то, какие чтения сегодня будут совершаться за Богослужением, и мы должны с вами не просто походя, на слух, из уст лишь диакона воспринимать читаемое за Литургией, но и должны знать, о чем пойдет речь и быть к этому готовыми. Сегодня Господь нам говорит о том, как мы должны поститься. Говорит о том, что мы не должны быть унылыми, не должны быть омрачёнными, внешне показывая наше благочестие, – а некоторые из нас так и поступают, даже на работу приходят с подавленным, так сказать, минорным настроением.

А Господь говорит нам, что когда ты постишься, то помажь свою голову маслом. Конечно, в нашем сегодняшнем понимании эти Евангельские слова звучат странно, а тогда, в пределах земной жизни нашего Спасителя, был такой обычай умащать себя маслом, елеем, в знак выражения какого-то праздничного торжества. Сейчас мы наряжаемся в какие-то одежды, приводим свою наружность в подобающее состояние, а вот тогда поступали так. То есть Господь говорит, сделай всё, чтобы вся твоя наружность, всё твоё существо выражало праздник и торжество. Не уныние, не всецелую озабоченность от того, что вот я не притрагиваюсь к тому или иному яству, а прежде всего, мы торжествуем и радуемся, пользуясь словами сегодня уже приведёнными, тому, что ночь прошла, а день приблизился. Вот об этом мы должны рассуждать и думать. Сегодняшний день, повторяю, имеет своё наименование и называется Воспоминанием Адамова изгнания. Это, наверное, самая трагическая история из всех событий, которые произошли с человечеством на всём протяжении человеческого бытия: человек лишился живого общения с Богом, себялюбием он отступил от Боголюбия.

Неслучайно в последний день перед Великим постом воспоминается именно это трагическое событие. Адам согрешил нарушением поста, так как ему всё было вручено, только лишь одну единственную запретительную заповедь Бог ему даровал – чтобы он не вкушал от плодов древа познания добра и зла, но, не устояв в этом, он согрешил и через это лишился той радости, которую имел от создания своего – радость живого и непосредственного общения со своим Творцом и Создателем. И поскольку Адам согрешил невоздержанием, Церковь, Матерь наша любящая, возлагает на всех нас послушание воздержания, чтобы то, чем согрешил Адам, мы, подняв на свои рамена, принесли в служение своему Господу. Чтобы через воздержание от того, что Церковь ныне воспрещает нам вкушать и употреблять, мы восстановили тот утраченный образ, то утраченное достоинство, которое расточил согрешивший Адам. Я всегда в этот день вспоминаю слова преподобного Исаака Сирина, который, на мой взгляд, очень ярко и экспрессивно произнес такие замечательные слова: Адам пал и разбился! Действительно, так и произошло с Адамом: на мелкие кусочки, на мелкие осколки он раскололся и разбился, и чтобы воссоздать то, что Бог соделал в человеке, нам Господь дарствует это святое, благословенное время, чтобы, пронеся скромные труды во славу своего Господа, воссоздать во Христе Иисусе Господе нашем то дивное, разбитое и рассыпавшее достоинство, которым обладал Адам до своего грехопадения. У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть замечательное и очень справедливое рассуждение, он говорит о том, что состояние Адама в раю до грехопадения, было состоянием естественным, свойственным человеку и Богом определённым именно для такового существования.

А состояние Адама, и, следовательно, и всего человечества после грехопадения – это есть состояние нижеестественное, как говорит святитель Игнатий, то есть противоестественное. И если наше теперешнее состояние, это состояние неестественное для человека, то состояние во Христе — состояние, которое способен даровать только Господь и Спаситель наш Иисус Христос человеку, воссоединившемуся с Ним, это есть состояние вышеестественное, – я даже не пользуюсь более привычным для нашего звучания словоупотреблением сверхъестественное, а именно вышеестественное состояние, которое ожидает человека в Царствии Небесном. И нам с вами, дорогие братья и сестры, Господь дарует возможность достичь этого вышеестественного состояния, соединяющего нас всегда во Христе и со Христом. К этому мы должны стремиться в это святое благословенное время. Поэтому не будем унывать, не будем малодушествовать, не будем духом падать и выражать своё неудовольствие и стеснение от того, что это время ограничений и воздержаний. Прежде всего, от чего это воздержание и от чего это утеснение? От того, что на самом деле каждому из нас мешает приблизиться к Богу, а вовсе не только в том, что мы в пище себе отказываем. Один замечательный священник сказал очень остроумную, и, мне кажется, даже достаточно ироничную мысль о воздержании в пище: змея, сказал он, — тоже впадает в спячку и ничего не ест, а по весне, просыпаясь, её яд бывает гораздо более опасным, чем когда-либо.

А из всех живых существ, и это правда, существом, которое способно ничего очень долго не есть, является скорпион, но, когда он жалит, его укус, как известно, может быть и смертельным. Поэтому мы с вами можем ограничивать себя в пище, вести внешне воздержанный и ограниченный образ жизни, но при этом мы можем быть такими злыми, о ком Златоуст говорит: что проку от того, что ты в пост мясо не ешь и вина не пьёшь, а людей ешь поедом? Это нам очень многим свойственно, когда мы своим злом, своей раздражительностью, своей гневливостью людей поедом едим, в том числе и домочадцев наших, тогда что проку от того, что мы воздерживаемся от снеди и брашен недозволенных Великим постом. Воздержание в пище — это только есть часть того, что мы должны с вами приобрести во время этого святого и благословенного времени. Не будем вместе с тем легкомысленно обесценивать воздержание в пище и питии, потому что это очень важно и необходимо, но хочу подчеркнуть, что отнюдь не только лишь этим выражается наше великопостное делание. Как бы ущемляя свою плоть, воздерживая её, ограничивая её в привычном, мы тем самым позволяем на то освободившееся место и пространство войти благодати Всесвятого Божьего Духа, с тем, чтобы стяжать и приобрести самое главное.

А что является самым главным? Любого из нас спроси, каждый из нас на этот вопрос ответит, что самое главное в течение всего этого времени – стяжать дух мирен, чтобы не утратить ту радость, которую Господь в преизбытке дарует нам. Мы всегда вспоминаем ставшие уже афористичными слова одного епископа: как проведёшь первую седмицу, так и проведёшь весь пост, как проведёшь весь пост, так проведёшь и весь год. Понимаю, что далеко не у всех, даже при всём желании, есть возможность быть на всех службах. Но особенно в первую неделю поста, когда вечерние богослужения смещены на час позже ради чтения канона преподобного Андрея Критского, нам нужно, дорогие мои, потрудиться всеусердно. И если утром не получается, то вечером нужно непременно быть за Богослужением, чтобы мы с вами стяжали дух покаяния и сокрушения в своих грехах. Вновь и вновь Господь нам дарует это святое благословенное время Великого поста, чтобы мы потрудились, чтобы всё в нашей церковной жизни, в нашем быте, подчинялось самому главному – мысли о Боге. Во всё прочее время, даже если бы мы и хотели так себя концентрировать и так себя собирать, это очень трудно, далеко немногим удаётся быть в таком всецелом усердии, и это святое время дарует нам такую возможность. Это сокровище, это драгоценность, которую нам может быть может больше не удастся пережить в своей жизни. Я всегда обращаю на это внимание. Мне уже не единожды приходилось говорить, что я знаю нескольких людей, которые поражают меня своей верностью Господу, эти люди берут отпуск на первую и на последнюю неделю Великого поста.

Мы обычно берём отпуск по другим соображениям, куда-нибудь поехать, отдохнуть, на пляжике полежать, позагорать, а люди берут отпуск для того, чтобы в Церковь беспрепятственно ходить. Отнюдь никто никого к этому не призывает, просто я вижу в этом удивительный пример того, что для человека самым главным в жизни является Великий пост, и человек действительно делает всё, чтобы освободить себя от всего земного, чтобы в эти дни быть в храме. Поэтому, дорогие мои, отринем от себя многозаботливость, многосуетность и многопопечение. Я поделюсь с вами своим собственным личным ощущением, может быть оно совпадает и с вашим: для меня самыми трудными днями являются дни, предшествующие посту, например, вчерашний и сегодняшний. Потому что в них еще есть какая-то неопределённость. Сегодня еще можно заговляться и прочее, а вот завтра святой день, когда все эти заботы останутся уже позади, а будет только лишь пост и слава Богу! У кого есть возможность ходить в Церковь, насладитесь этой радостью, не томитесь продолжительными Богослужениями, потому что потом, особенно по окончании первой недели (думаю, многие имеют такой личный опыт и знают) какая радость ожидает по окончании первой недели поста в неделю Торжества Православия, т. е. в следующее воскресение.

Ощущение будет, будто это Пасха, потому что та радость, которую ты стяжал, приобрёл своим предстоянием в храме, она Господом прещедро человеку даруется, а что уж будет на саму Пасху, какое ликование, какое живое ощущение Неба в твоём сердце! Потому что ты ради Господа хоть чуточку потрудился, ты что-то сделал, ты в чём-то поусердствовал, в самом малом, пускай тебе и не кажется, что это мало, пускай тебе действительно кажется, что это чересчур, но если ради Господа ты это несёшь, то Господь, как один священник всегда говорит, никогда в долгу не окажется и исполнит радостью и ликованием сердце каждого из нас. Помните? В Евангелии Господь говорит, что женщина, когда рождает испытывает боль, страдание, а когда родится в мир человек, эта боль забыта, она уже не помнится, радость всё перекрывает. И эти трудности наступающего Великого поста – кажущиеся, поэтому давайте, дорогие мои, ощутим сладость этого святого благословенного времени, которое Господь нам вновь и вновь, из года в год опять дарует. Ведь среди нас иных уже нет людей, я могу назвать их поимённо, которые в прошлом году слышали эти же примерно слова, что Господь нам дарует новую радость и новый пост. Одна раба Божия, здесь стоявшая, почила в вечности, верую, что с Господом. И так каждого из нас Господь может из среды живых призвать к Себе. С чем мы туда предстанем, с каким сердцем, что доброго мы можем явить при этом страшном испытании, именуемым Страшным Судом Божиим? Воспользуемся этой дивною, неизреченною радостью Великого поста, которую Господь всем нам дарует вновь и вновь пережить.

Для этого, дорогие братья и сестры, потрудимся не ропща, не унывая, не наводя на свои лица уныние и печали, не показывая наружно и внешне, что вот мы такие благочестивые, такие праведные, а прежде всего, радуясь, благодаря Бога за неизреченный дар Его, наступающий не через несколько дней, как мы недавно говорили, а уже через несколько часов. Но есть одно условие, которому мы должны последовать сегодня, потому что мы знаем, что кроме уже приведенного наименования сегодняшнего воскресного дня этот день называется также Прощёным Воскресением. Нужно примириться друг с другом. Вечером мы придем в храм просить друг у друга прощения, и мне, как никому другому нужно просить прощения у вас, потому что я виноват перед всеми в отличие от кого бы то ни было. Вы, знаю и вижу по вашим лицам, ничего плохого не делаете, это угадывается по вашему внешнему виду. И в Церкви легко просить прощения, когда мы не испытываем никакого в этом затруднения, ведь каких-то откровенных конфликтов у нас нет, слава Богу, но согласитесь, в жизни каждого из нас есть люди, а может и мы являемся таковыми по отношению к кому-то с кем необходимо примириться, попросить прощения, повиниться. Может нам кажется, что мы не виноваты, может нам кажется, что мы правы, а нам очень часто кажется, что мы всегда правы, а виноваты, как раз окружающие нас, тем не менее нужно помириться со всеми, не только с теми, с кем мы никогда не ссорились (это очень приятно и труда никакого не надобно, повторяю), но и с теми, с кем помириться необходимо и важно, с кем может у нас в жизни возникали недомолвки и недоразумения.

Именно поэтому сегодня мы слышали первыми словами сегодняшнего Евангельского чтения: Если хотите, чтобы Отец ваш Небесный простил вам ваши согрешения, простите согрешения друг другу. Мы должны начать пост именно с этого, так как любое благое начинание начинается доброделанием. Поэтому поспешим, дорогие братья и сестры, не поленимся прийти вечером к вечернему Богослужению, когда будет совершаться чин прощения, чем, собственно говоря, и предваряется начало Великого поста. Мне хотелось бы сейчас тоже призвать вас к очень добродетельному шагу, который способен каждому из нас даровать мир в наше сердце. По благословению нашего нового викария, владыки Иоанна, поступило такое распоряжение, письмо с обращением ко всей боголюбезной пастве нашего Северного-Восточного викариатства, которое владыка попросил огласить в этот день, предшествующий посту. Это просьба, конечно же найдет отклик в сердобольных сердцах ваших: «В начале февраля текущего года у регента Никольского храма в селе Бужениново Московской области сгорел дом, в огне погиб один из пятерых детей, в настоящее время женщина, регент, с малолетними детьми осталась без крова и средств к существованию, в этой связи в храмах Северо-Восточного викариатства города Москвы 19 февраля по окончании Божественной Литургии прошу произвести сбор средств для помощи пострадавшим. Епископ Иоанн, епископ Домодедовский викарий Северо-Восточного викариатства Святейшего Патриарха». Действительно, страшное горе! Милостью Божию Господь нас хранит от таких страшных испытаний, и мы можем только теоретически, своим добрым, чутким сердцем понять, что переживают несчастные люди, которые лишились всего, поэтому кто чем может, помогите!

Сегодняшние наши подношения, пожертвования будут все направлены этой церковной семье. Заранее всех благодарю, надеюсь, мы все примем какое-то участие, посильное, возможное для нас. С другой стороны, это полагает основание тому, о чём Златоуст говорит, объясняя, чем должен отличаться пост от иного времени: вот ты посчитай, сколько у тебя денег уходит на твою еду, на твой обед, когда нет поста и посчитай сколько денег уходит тогда, когда ты постишься, вычти разницу и раздай её нищим. Вот так говорит Златоуст. Поэтому если есть возможность, подадим милостыню, давайте поможем этим несчастным людям, которые попали в такое горе. Всех вас поздравляю, дорогие мои, с праздником воскресного дня и с наступающим Великим постом. Подай, Господи, всем нам усердие, радость, твёрдую сердечную благодарность Богу за то, что Господь нам вновь дарует приступить к этим святым и благословенным дням и пережить их. Аминь.

протоиерей Георгий Гуторов