Слово в Неделю Торжества Православия

Поистине мы, милостью Божиею, как неисповедимый для нашего разумения и для нашего понимания дар, восприемлем эту величайшую радость – быть православным человеком. Сегодня, воспоминая Торжество святого Православия, мы отнюдь не превозносимся над иными людьми, не исповедующими Православие, а именно торжествуем победу истины Божией над заблуждениями, ересями, расколами и прочими человеческими измышлениями. Мы благодарим Бога за то, что Господь дарствовал нам этот неизреченный дар быть православными людьми.

Хочу сразу сказать и это особенно подчеркнуть, что это не является нашей собственной и личной добродетелью, это заслуга многих и многих людей, которые привели нас ко святому Православию, и с каждого из нас спрос будет неизмеримо более строгий, нежели с тех людей, которые не знали и не знают святого Православия. Мы отнюдь не превозносимся над теми, кто чужд Церкви Христовой, напротив, мы сожалеем, скорбим о них, как о не познавших истину Христову, и вместе с тем осознаем, что мы ни сколько не лучше их по своим добродетелям и качествам. А посему уповаем на то, что милосердный, щедрый и долготерпеливый Господь изыщет пути для спасения и их, не познавших ещё света Христовой истины.

Сегодняшний день, торжествуя святое Православие, не людей отторгает от себя, а те злоумышления, которые враг рода человеческого, человекоубийца искони, диавол, внушил людям, чтобы они, отступая от истины и правды Божией, всё далее и далее удалялись от своего спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) замечательно однажды сказал о еретиках и ересиархах: они (ересиархи) были по- своему людьми гениальными, но при этом были весьма страстные, то есть они были одержимы самой страшной страстью и самым страшным пороком из всех существующих – страстью гордыни.

Мы с вами знаем этот удивительный пример, я его практически всегда воспоминаю в этот день, о преподобном подвижнике египетском Агафоне, которого смирял его игумен и говорил ему, испытывая его смирение, обличая его в тех грехах, к которым он никакого отношения не имел, он говорил: Агафон, я слыхал, что ты прелюбодей. На что Агафон говорил: поистине, отче, я даже хуже того, что ты сейчас обо мне сказал. – Ещё слыхал я, что ты, Агафон, вор и разбойник в прошлом. – Отче, ты прав, я таков, я даже хуже, я даже меру того, кем ты меня назвал, давным-давно превзошёл, поэтому прости и помолись обо мне, отче. – А ещё ты пьяница и распутник. – Поистине, отче, отвечал Агафон, это правда и истина. А потом он сказал: говорят, Агафон, что ты еретик. И тогда Агафон сказал: нет, отче, я не еретик! И тогда удивившийся игумен сказал ему: почему ты соглашался со всем тем, что к тебе не имело не малейшего отношения, ты смирялся и признавал это за собою, но почему так резко и так бескомпромиссно отверг обвинение в ереси? – Потому, – отвечал мудрый Агафон, – что все названные тобою грехи – это пороки от плоти человеческой, они в той или иной мере свойственны каждому человеку, если не делом, то, по крайней мере, помыслами, поэтому, я, отче, виновен во всём этом, а ересь, это совершенно не от плотской немощи, а от надменного и горделивого ума, то есть этот грех диаволу свойствен, поэтому, отче, прости, всё признаю, со всем соглашаюсь, перед всем смиряюсь, а ересь отвергаю и не приемлю для себя. Это действительно удивительные слова и удивительное понимание того, чем является инакомыслие в вере. Мы привыкли сейчас говорить о некой толерантности, и очень многие люди, даже из православных, позволяют себе совершенно недопустимые вещи произносить: ну да, Бог-то, Он всё равно один, просто веры разные, поэтому будем уважать друг друга, будем принимать те убеждения, которые исповедают люди. Я повторяю и ещё раз оговариваюсь, что мы не людей порицаем сегодня и не от них отторгаем себя, а мы говорим о тех злоучениях, которые исповедаются теми или иными находящимися в глубочайшем заблуждении человеческими сообществами. Истина только лишь одна, и эта истина в Церкви Христовой, ибо эту Церковь Кровью Своею создал Христос, Он ее совоздвиг, сказав: Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её. Такие слова мы слышим из уст нашего Спасителя Господа Иисуса Христа, разумея под ними две принципиально ключевые вещи, что врата адовы всегда будут пытаться одолеть Церковь Христову, они всегда будут воздыматься против истины Божией. Но самое главное и самое непременное, что мы слышим в словах Господа, что эти врата никогда не одолеют Церкви Христовой.

Мы видим с вами в истории святого Православия множество примеров того, как целые народы и государства, исповедавшие святое Православие, находились в течение веков под тем или иным игом — арабским, османским, монгольским или большевистским, все эти ига пытались и ставили главной целью своего делания уничтожить Церковь Христову. И мы видим с вами, где все те цивилизации, которые были поименованы только что, их нет, память о них погибла с шумом, но Церковь Христова вопреки всему стоит и будет стоять до скончания века. Апостол Павел сказал замечательные слова в Послании к Тимофею, они касаются не только христианских сообществ, но и каждого православного человека в отдельности. Он говорит всем нам, чтобы мы не боялись никаких жизненных невзгод и испытаний: всякий, желающий жить благочестиво во Христе, будет гоним. Эти слова мы должны знать. Мы отнюдь не должны принимать нашу веру, как благой выбор для того, чтобы в нашей жизни всё удачно и благополучно складывалось. Христианин – этот тот, кто восходит добровольно вслед со своим Господом на Крест и готов нести эту крестную ношу до последнего своего вздоха. И не пугаться, не страшиться мы должны этой жизненной перспективы, а благодарить Бога за то, что Господь удостаивает нас величайшей и ни с чем несравнимой чести – идти вслед за Ним, неся свой жизненный крест, сораспинаясь Ему и вместе с ним совоскресая.

Мы видим с вами в истории Церкви Христовой множество печальных и страшных страниц, когда целые государства отпадали от истины святого Православия. Мы знаем с вами, что единое древо Церкви Христовой в одиннадцатом столетии лишилось той части, которая сегодня называется католической церковью, потому что произошёл раскол, разделение, и вместо того главного, основополагающего и принципиального основания, которое лежит в фундаменте Церкви Христовой, – соборности, только лишь один человеческий голос стал владеть и властвовать над всеми – голос римского епископа, ибо он сказал, что он непогрешим, и всё то, что он говорит, это всё истина и правда. В истории второго тысячелетия христианства мы видим с вами множество безобразнейших, уродливейших страниц, показывающих, кем были римские первоосвященники, какой произвол царил и царствовал там. Но если мы говорим, что сегодня Европа Западная, католическая, совершенно открытая, абсолютно (воспользуемся уже приведённым сегодня неуместным словом) толерантная, веротерпимая, она и в лице своих церковных представителей тоже является открытой и доступной. Это глубочайшее заблуждение. Самый главный ее принцип, который был некогда высказан римскими папами ещё в средние века, он и до сегодняшнего дня царствует и существует, по латыни это бы звучало так: Roma locuta, causa finita (дословно: Рим высказался, дело закрыто), т. е. что Рим сказал, то бесспорно, т.е. никакие споры уже невозможны и немыслимы.

Так вот, дорогие братья и сестры, буквально два месяца назад, когда 25 декабря по западному григорианскому календарю праздновалось Рождество, одному батюшке довелось быть в эти дни в Риме. Он был на площади святого Петра, там, где собираются десятки тысяч людей, и на балкон своего папского дворца выходит римский первосвященник и поздравляет всех, свою паству, с Рождеством. Нынешний папа Франческо (так его имя звучит по-итальянски), Франциск, вышел и сказал: все, кто находится сегодня на этой площади, мало того, все, кто меня смотрят сейчас по телевизору, и кроме того, все, кто смотрят сейчас трансляцию в режиме онлайн в интернете, всем прощаются все их грехи. Чудовищно и дико! Конечно же, очень хотелось бы, чтобы все наши грехи были прощены, но здесь происходит чудовищная подмена Христовой истины. Представляете, где-нибудь в благополучном Милане, простите за резкость, сидит какая-нибудь парочка однополая и смотрит трансляцию в режиме онлайн, и что, им тоже прощаются все их грехи? Что это такое? Это чудовищно, это есть волюнтаризм духовный, это есть произвол, это есть беззаконие, это и есть то, о чём говорит римская церковь, где властью одного человека попираются любые нравственные принципы и категории: «Я всем прощаю все грехи». Кто ты такой, чтобы прощать грехи?! Сегодня всякий православный священник примерно в этом же ключе говорит в Церкви своей пастве о том, чтобы мы блюли, хранили и берегли святое Православие.

А для чего тогда всё это нужно нам – святые отцы, вселенские и поместные соборы, если есть какие-то люди, которые тоже, как бы, веруют во Христа, они тоже, как бы, веруют в Его распятие, они тоже, как бы, веруют в Его Воскресение, и которые говорят: ты просто приди раз в год на площадь святого Петра или включи трансляцию в режиме онлайн, для этого не обязательно быть в Риме, в любой точке планеты это всё можно слушать и смотреть, и тебе тоже простятся все твои грехи.

А зачем тогда нужна была первая неделя Великого поста, великий Покаянный канон, поклоны, воздержание, молитва, трезвение, сокрушение в своих грехах, для чего всё это нужно, когда можно обойтись благодаря трансляции и без всего этого?

Дорогие братья и сестры, будем дорожить, беречь, лелеять ту святыню, которую Бог нам даровал, веру нашу. Будем через все жизненные невзгоды наши и треволнения нести её как величайшее сокровище своей жизни, потому что ничто с этим не сравнится. Обратите внимание, ведь мы до этого, в частности на прошедшей неделе, не говорили с вами о вопросах веры, мы говорили о вопросах нравственных, мы говорили с вами о своих грехах, о своих пороках, о своих беззакониях, как нам научиться каяться. Перед нами прошёл целый сонм библейских и праведников, и грешников, которые показывали, к чему может привести человека праведность в Боге и покаяние, а к чему может привести жизнь беззаконная и порочная. Всё это нам это дано для того, чтобы мы это применяли к своей собственной жизни, чтобы мы, подражая праведникам, отвращались от греха, чтобы это послужило нам примером и образцом для нашего собственного покаяния, в этом и заключается вера Православная, потому что она даёт полноту спасения всякому человеку. Мы не говорим и отнюдь не выносим никакого приговора людям, которые не исповедуют Православие. Помните, замечательные слова преподобного Амвросия Оптинского, когда его спросили: «Батюшка, скажите, а католики спасутся?», он ответил так: «Я не знаю, спасутся ли католики, но я знаю одно – мы без Православия не спасёмся». Мы не спасёмся, если не будем православными, если наша жизнь будет чужда Ветхой истории, и всему тому, что Господь нам открывает в Своём Евангелии.

Поэтому, дорогие братья и сестры, вместе с уже сказанным вспомним сегодня одну фразу из литургийного евангельского повествования, ныне предложенного всему церковному обществу, всем нам. Сегодня мы слушали о призвании Господом нашим и Спасителем, Иисусом Христом двух апостолов, Филиппа и Нафанаила. Когда Филипп, призванный Господом к апостольским мрежам пришёл к своему другу Нафанаилу, Варфоломею в другом прочтении его имени, и сказал: мы обрели Мессию – Иисуса из Назарета. На что тот скептически отозвался, поскольку Назарет был абсолютно неизвестным с точки зрения мессианских чаяний городом, он сказал, может ли быть что доброе из Назарета? И тогда Филипп произнёс удивительные, замечательнейшие и никогда не прекращающиеся слова: Прииди и виждь, т. е. пойди и посмотри.

И нам когда-то было сказано: пойди и посмотри на эту Церковь Христову, на святое Православие и знай, что нет иной веры, нет иного упования, нет иной истины, кроме Православия для спасения всего рода человеческого. Эти слова и к нам сегодня и всегда обращены: Прииди и виждь! Посмотри своими собственными глазами, разумей своим собственным разумением и не будь не верен, но верен. И посему сегодня, вновь и вновь поздравляя всех вас, дорогие братья и сестры, с торжеством нашей святой веры, мы говорим едиными устами и единым сердцем со всею полнотой святой Православной Церкви: сия вера Апостольская, сия вера отеческая, сия вера Православная, сия вера вселенную утверди. Аминь.

протоиерей Георгий Гуторов