Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице

 

И вот, преподобный старец Амвросий в очень простых, доходчивых словах объяснял людям, как нужно жить, с одной стороны, чтобы в Православии, в православной вере ты себя чувствовал как дома, а с другой стороны, чтобы тебе не было стыдно что-либо делать напоказ, даже если ты исповедуешь православную веру. Наверное, самым главным критерием, который поставлял преподобный Амвросий для людей, была простота: простота общения с Богом, простота восприятия мира, общения с ближними, простота мыслей о себе.

Вообще, Церковь Христова очень часто верующего человека к этой простоте призывает. Например, на богослужении мы часто слышим такие слова: «Премудрость, прóсти!», т.е. станьте простыми по отношению к восприятию того, что вам будут говорить: что услышите, то и делайте. Или после Святого Причастия, когда дьякон выходит читать ектенью, он начинает ее со слов: «Прóсти приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн», – Церковь призывает нас, чтобы мы «упростились» по отношению ко Господу, не думали о себе больше, чем есть.

А что, мы были сложными? Да, были, и эту сложность в нашу жизнь вносит суемудрие, лукавая совесть, которая постоянно во всем – мы это увидим, если внимательно к себе присмотримся, – пытается нас оправдать перед Богом, перед ближними, перед теми грехами, которые мы совершаем. Грех вообще очень любит оправдываться. И вот, это оправдание входит в нашу жизнь. Преподобный Амвросий учил, что неосуждение, простые отношения с Богом и с ближними (а это значит поменьше оправдываться и побольше исполнять заповеди Божии) есть самый надежный и спасительный путь к Богу.

Но мы преподобного Амвросия называем еще и старцем, а это значит, что в таких простых словах он не просто что-то говорил от своего опыта духовного, что-то умное, вычитанное из богословских трактатов. Нет, он открывал то, что ему на сердце и на ум полагал Бог Дух Святой. Именно поэтому его называют старцем. И когда к нему приезжали самые разные люди – или великие вельможи, или князья, или простолюдины, или выдающиеся инженеры, или известные писатели – он был прост абсолютно со всеми. Но через эту простоту он отражал Божественный Свет, подобно тому как прозрачное стекло, как бриллиант за счет своей многогранности отражают тот свет, который бьет в их сердцевину. Точно так же и преподобный Амвросий Оптинский изливал на людей необычайную теплоту и свет. И даже закостенелые гордецы, которые не покорялись голосу Церкви, среди них, например, Лев Толстой, выходя из келии старца, восхищались именно той теплотой, которую вдруг почувствовали при общении с ним.

Преподобный Амвросий, свидетельствуя о том, что он является действительно старцем, очень часто, обращаясь к людям, которые ждали от него совета в трудной жизненной ситуации, говорил: «Пожалуйста, только не упрашивайте меня сказать вам то, что вы от меня хотите услышать, я человек слабовольный, и если в первый раз то, что я вам говорю, это от Бога, то во второй раз я могу сказать то, о чем вы меня будете просить». И это тоже очень важный показатель – как верующий человек принимает то, о чем, когда и как говорит старец.

В современном мире многие верующие люди могут быть поделены, условно говоря, на две группы. Первая группа – это те, кто слишком уповают на свою собственную волю, на свой собственный разум, и им не нужно никого, кто бы подсказал, как бороться с грехом, со страстями, как уходить от искушений. Эти люди вполне доверяют себе. Вторая группа – это те, кто постоянно ищет старцев, это другая крайность. Когда такому человеку говоришь: пожалуйста, почаще исповедуйся и причащайся Святых Христовых Тайн, –  ему почему-то кажется, что этого мало, недостаточно. Ему нужен как минимум духоносный старец, который бы его вопросы обязательно разрешил, но именно так, как ему хочется.

Но, по сути дела, обе эти группы верующих людей страдают одним – гордостью. Потому что и первые, замыкающиеся на своей собственной воле и самости, и вторые, которые как будто ищут старцев, на самом деле просто очень высоко оценивают себя. Им кажется, что простого священника, который молится, который учит их, как поступать по Закону Божию, маловато. Они настолько значимые личности, что их проблемы может решить только старец.

А Истина в Православии находится как всегда посередине. Для каждого из нас «царский путь» в современной ситуации, в нашей жизни, говоря словами преподобного Амвросия, очень прост. С одной стороны, человеку нужно, конечно, свой ум и сердце воспитывать и трудиться постоянно над собой, но, с другой стороны, соотносить то, что он делает, со словами тех, кто поставлен над ним Святою Церковью, чтобы объяснять главные принципы и законы Православия.

Конечно, не всегда легко бывает человеку, услышав от священника или учителя совет, поступить так, как ему говорят. А преподобный Амвросий и на этот случай оставил нам очень красочное, колоритное выражение. Он говорил: «Учить-то просто: это как бросать небольшие камушки с колокольни вниз, а вот заповеди исполнять – это все равно что большие камни на колокольню втаскивать». Но третьего-то не дано.

Те заповеди, которые дает Святая Церковь, нам нужно исполнять. Необходимость претерпевания трудов ради Господа, жертвенность, жертвенное служение ради Господа – именно эта мысль проходит золотой нитью в творениях преподобного Амвросия Оптинского. Все, о чем ни говорит старец, он говорит с поправкой на то, что Царствие Божие нудится, и лишь тот, кто понуждает себя, входит в него. «Не хочешь молиться, – говорит преподобный Амвросий, – знай, что, пересилив, перетрудив себя и встав на молитву, ты гораздо большую похвалу заслужишь от Господа как труженик, проливающий пот и кровь, чем если бы твое сердце влеклось к молитве. И так во всем».

Но мы часто себя извиняем и поступаем совсем противоположным образом: если мне пришло время встать на молитвенное правило, но я не хочу молиться, я, доверяясь себе, думаю: может, еще и не время. Пойду отдохну, полежу или еще чем-нибудь поразвлекаюсь. И вот это «поразвлекаюсь», можно сказать, эпиграф ко всей нашей жизни. А духоносные отцы, среди которых мы прославляем сегодня преподобного Амвросия Оптинского, всю жизнь трудились. Причем так трудились, что мы и представить себе не можем, какие поты и труды они понесли, чтобы Дар Благодати стяжать. Преподобный Амвросий Оптинский, например, в продолжение всей жизни страдал страшными головными и зубными болями. Но кто видел это, кто чувствовал? Мы можем только догадываться, как он превозмогал эту боль. Потому что все, кто с ним общался, уходили духовно просветленными и окрыленными радостью духовной. А значит, за этим стоял величайший подвиг духоносного отца.

Преподобный Амвросий сравнивал себя с тлеющим пнем, который хоть как-то, постепенно испускает тепло, пусть дым, но еще и свет, с трудом, но горит и обогревает других. Он говорил, что не надо уподобляться человеку, который похож своей бурной деятельностью на те ручьи или реки, которые текут на востоке: когда по весне идут дожди, они переполняются, изливаются через край, а летом становятся такими сухими, что их можно вброд перейти – в них  нет ни капельки воды. Лучше, – говорил он, – быть подобным обычному ручью, который и в дождливую пору не переполняется, и его можно перейти, и в жару и засуху путник подошедший может испить из него. А вода в ручье в силу того, что небурно течет, еще и никогда не бывает мутной.

Такие удивительные сравнения старца и нас располагают на особый жизненный лад. Хорошо бы сделать так, чтобы эта умеренность шествования по «царскому пути» в нашей жизни преобладала. Вообще, у преподобного Амвросия много советов о том, как стяжать дух мирен. А без мира в душе, каким бы человек ни был и что бы он ни предпринимал, духовное поприще вряд ли может закончиться успехом, т.е. стяжанием дел спасения.

И в сегодняшний день, прославляя преподобного Амвросия Оптинского, мы от всего сердца воздыхаем этому величайшему святому, столпу русского Православия, чтобы своим покровительством, мудростью, духовной опытностью, молитвою он каждого из нас располагал к трудам над собою, к мирности духа, к той любви нелицемерной, как он часто говорил, беспристрастию, которыми и определяется истинно верующий человек.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 18-ю по Пятидесятнице,
преподобного Амвросия Оптинского,

 23.10.2016