Слово в Неделю XVII по Пятидесятнице

 

Сегодня мы с вами слышали наверное о самой тяжелой, о самой неудобоносимой заповеди, которую Господь и Спаситель дает Своим последователям. Без исполнения этой заповеди немыслимо и невозможно быть христианином. Эти слова нам всем известны, и вместе с тем настолько они тяжкие и настолько трудные, что Церковь постоянно, стучась в двери нашего сердца, говорит нам о том, что без этого мы не сможем стать последователями Христовыми.

 Мы слышали сегодня в Евангелии: какая вам благодать за то, если вы любите любящих вас, — говорит Господь, не так ли и язычники поступают. Я говорю вам, любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за творящих вам напасти.

Это действительно непосильная ноша, разве можно любить того, кого ты ненавидишь или того, кто тебя ненавидит, эти слова как-бы являются взаимоисключающими, но вместе с тем это та непреложная и краеугольная заповедь, по которой можно определить нас как христиан, как последователей Господа. Когда мы говорим о каких-то нравственных понятиях, то мы в общем-то ничем не отличаемся от людей, исповедующих какие-то иные религиозные взгляды и убеждения. Когда мы говорим о любви, как таковой в целом и в общем, это тоже нас ничем не отличает от каких-то других, прочих верующих людей, не являющихся христианами. Но вопросом совершенно принципиальным является любовь ко врагам. Никакие иные религиозные человеческие представления о Боге не способны дойти до такого совершенства, к которому призывает Христос Господь всех нас, верующих в Него – любить врагов своих. Преподобный Силуан Афонский, говорит, что только по этому критерию можно определить, является ли человек христианином или нет — любит ли он своих врагов или ненавидит их, презирает их и не желает ничего о них слышать. Поэтому когда мы говорим или слышим с какой-то простотой и обыденностью то, о чём говорит нам Господь, мы иногда, быть может, недопонимаем всей степени и меры ответственности каждого из нас пред Богом и пред людьми, окружающими нас. «Будьте   милосердны, – говорит Господь, и этим заканчивается сегодняшнее повествование, – как Отец ваш милосерд». Милосерд так, что Он солнце дает для того, чтобы оно сияло на злых и на добрых, дождь дает и посылает нам во благовремении для того, чтобы он и на грешников и на праведников изливал свою целительную влагу. Т.е. Господь без рассуждения, без различия дает Свои блага всем.

Человек, который называет себя христианином, должен посвятить всего себя стяжанию именно этого качества, качества, которое позволяет ему быть выше каких бы то ни было человеческих склок, раздоров, недоразумений, недоумений и всего прочего, тому подобного. Это то, ради стяжания и приобретения чего требуется целая жизнь, потому что заставить себя любить другого человека невозможно. Предположим, я даю себе некий приказ, вот этот человек тебя осудил, он сделал тебе подлость и гадость, но ты должен, обязан его полюбить. Просто, по собственному приказанию и хотению, это сделать никогда не получится. Только лишь благодатию Всесвятаго Божьего Духа возможно стяжать это дивное небесное свойство – любить своих врагов. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит замечательные слова, он объясняет, что любить врагов — это означает желать своим врагам блага.

Вы помните, в Евангелии есть, по крайней мере два, таких замечательных места, которые мне хотелось бы сегодня привести вам в качестве примера, не только вам, но и себе самому. Когда Христос с учениками проходил через Самарию, а мы помним с вами, что самаряне и иудеи не сообщались, они враждовали, то когда Христос проходил сквозь пределы этой земли, самаряне отвергли его, они Его не приняли, и тогда возревновавшие ученики Христовы, а именно два брата, Иаков и Иоанн, сказали Господу: Господи, повели нам, чтобы мы молнии и огонь с неба низвергли на них, чтобы он попалил их, за то, что они Тебя не приняли. Что ответил Господь, помните? «Не знаете, какого вы Духа». Не для этого Сын Человеческий пришел на землю, чтобы огнем и пламенем попалять всех тех, кто не принимает Его. Не знаете какого вы Духа.

Или помните, когда возревновавший о Господе Петр в Гефсиманском саду извлек меч из ножен и ударил первого нападавшего на Христа мечом по голове и отрубил ему ухо, а Господь говорит: Вложи меч в ножны, ибо всякий взявший меч, от меча и погибнет. Ибо если бы Я хотел, то умолил бы Отца Своего, чтобы Он послал Мне сейчас же, тотчас же, здесь же, двенадцать легионов ангелов, т.е. неисчислимое количество небесных ангельских воинств, чтобы они всё могли сокрушить. Но не для того Сын Человеческий, Сын Божий, пришел на землю, чтобы погубить, а для того, чтобы спасти мир. Не для того, чтобы угрозами пленить и заставить в Себя уверовать, а напротив того. И поэтому Господь дает нам столь неудобоносимую, столь тяжкую, порой всё внутри каждого из нас переворачивающую заповедь о том, чтобы мы научились любить своих врагов.

Ну по большому счету врагов у нас и не должно быть. Какие у нас с вами могут быть враги? Те люди, которые творят нам какие-то пакости? Давайте спросим самих себя, а не творим ли мы пакости людям, окружающим нас. Мы привыкли себя считать пострадавшей стороной, но ведь кто-то и нас с вами терпит, кому-то и нас с вами неудобно носить и терпеть, этого мы с вами не замечаем, об этом мы с вами думать не думаем. А ведь кто-то и нас с вами терпит и терпит так, что может быть человеку тяжко и тошно даже наше имя слышать, но он вынужден терпеть. Об этом тоже нужно нам с вами задуматься. Это какая-то степень чудовищной гордыни, когда человек считает, что он только и делает, что терпит какие-то поношения, оскорбления, укоризны от окружающих его людей, потому что, повторяю и подчеркиваю, мы с вами терпим гораздо меньше, чем терпят нас с вами.

С другой стороны, у христианина, вообще у каждого из нас, только лишь один может быть враг, враг Божий, это клеветник, это завистник, это тот, кого Христос назвал отцом лжи – диавол. Только лишь он является врагом и больше врагов у нас быть не может, потому что апостол Павел говорит замечательные слова, и мы помним их, в послании к Ефесянам, что наша брань не против плоти и крови, но против властей, начальств и миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной. Только лишь среди падших духов могут быть у христианина враги. А люди – это братья, все окружающие нас люди и по плоти, в Адаме, и по Духу, во Христе, наши сродники, а как можно ненавидеть своих родных и близких. Вот именно этому научает нас Господь и Владыка.

Мне хотелось бы сегодня на ярком и по моему глубокому убеждению убедительном примере показать то, как христианин несет поношения и невзгоды. Конечно же, мы таких примеров имеем неисчислимое количество, тех угодников Божиих, память которых мы празднуем и прославляем, благоговейно покланяемся им во Христе. Они все нам дают удивительный пример того, каким должен быть христианин. Чье бы жизнеописание из святых угодников Божиих мы не раскрыли бы, назидаясь словесами этих повествований, мы, безусловно, увидим, как люди, подобные нам, ничем от нас не отличающиеся, не по физическим немощам, не по каким-то прилогам и страстям, которые свойственны каждому человеческому сердцу, могли всё это препобедить и, одолев всё это, стать святыми Божиими человеками.

Сегодня Церковь празднует память среди иных угодников Божиих священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского и его собратьев, священника Рустика и диакона Елевферия. Эти удивительные угодники Божии прославили Господа и Спасителя в первом столетии по Рождестве Христовом. Сам священномученик Дионисий был собратом и сослужителем апостолам Христовым, он был учеником апостола Павла, он от его боговдохновенной проповеди уверовал. О нем единожды даже упоминается в Священном Писании, и сегодня мы слышали эти слова, именно в 17 главе Деяний Апостольских повествуется о том, как апостол Павел пришел в Афины в ожидании Силы и Тимофея, своих учеников, своих собратьев, и, находясь в одиночестве в этом городе, он пришел в Ареопаг. Ареопаг – это верховный совет Афин, городское судилище. Даже до сегодняшнего дня в Афинах, если кому довелось побывать в этом городе, мог видеть место на возвышенности, чуть ниже знаменитого Афинского Акрополя. На этом месте находятся остатки Ареопага, где проповедовал апостол Павел. Там на камне высечено на разных языках, в том числе и на русском языке, слова из 17-й главы Деяний Апостольских, которые сегодня мы с вами воспоминали. Так вот когда собрались эпикурейцы и стоики и прочие жители Афин, а о них сегодня было тоже замечательно сказано. Священное Писание не распространяется на подробности, но даже в этих кратких, лаконичных фразах столь много сказано об особенностях и нравах людей того времени.

Об Афинянах сказано, что они ничем иным не любили заниматься, как слушать новости, т.е. это были сплетники. Представьте себе людей, которые собирались на городской площади и болтали о городских новостях. Апостол Павел, который в любую среду заходил, чтобы о Христе говорить, он пришел и в эту среду этих сплетников и этих болтунов. Заметьте, как он начинает свою проповедь, он не обличает их, он не осуждает их, а совершенно гениально обращается к ним: Братья, я сегодня ходил и осматривал ваши святыни (он называет святынями кумиров, истуканов, которым поклонялись язычники) и среди многочисленных жертвенников я увидел жертвенник, на котором было написано «неведомому Богу», вот Его — то, Которого вы не ведаете и не знаете, я вам проповедую. И он начал говорить им об Иисусе и о Воскресении. Реакция на эту проповедь была разная, одни начали смеяться и говорили, об этом мы тебя послушаем в другое время, и ушли, смеясь и ругая апостола, а иные уверовали от проповеди святого апостола. Среди них был, как свидетельствует Писание, Дионисий Ареопагитский и жена его Дамарь. Они стали последователями Христа, вдохновленные проповедью святого апостола Павла.

Дионисий был членом Ареопага, это означает, что он был в числе судей городских. Он был достаточно образованным молодым человеком, двадцати пяти лет он отправился в город Иераполь для того, чтобы там продолжать свое учение и там он стал очевидцем солнечного затмения, которое продолжалось более трех часов. Мы знаем с вами, когда исторически это затмение произошло, в 33 году, тогда солнце померкло, земля сотряслась, и Дионисий, находившийся  в это время в Египте, сказал совершенно поразительные слова, еще будучи язычником: «Это, видимо, Сам Бог страждет сегодня, или мир подходит к своему концу». Потом, когда он уверовал от проповеди апостола Павла, и тот рассказал ему о Христе Спасителе, о Сыне Божием, так возлюбившим мир и пришедшем на землю и на Кресте распявшемся, и на этом Кресте пригвоздившем грехи всего рода человеческого, он уверовал и вспомнил, что за много сот километров он был свидетелем страдания Сына Божия, увидя это в том, что солнце померкло.

С того времени он стал носителем имени Христа. Он был проповедником слова Божия, и апостол Павел рукоположил его во епископа града Афин, его родного города, а потом именно этот святой угодник Божий, святой Дионисий, был участником величайшего в мироздании события. Он был самовидцем тех событий, которые мы воспоминаем, когда празднуем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и именно святой Дионисий Ареопагит впервые описал портретно словами облик Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Когда на него были развязаны гонения в Греции, он проповедовал слово Христовой истины в Западной Европе, и в конце концов он пришел в пределы Галлии, современной Франции, и там, тогда еще в совершенно безвестном небольшом городке, в котором жило племя паризиев, Лютеции, он стал епископом и проповедовал слово Христа, слово Евангелия. Именно там, в современном ныне Париже, он принял мученическую кончину вместе со своими собратьями, священником Рустиком и диаконом Елевферием. В то время святой Дионисий уже был на девяностом году своей жизни, по календарному исчислению сегодняшнего времени он родился в 6 году после Рождества Христова, и нам нетрудно с вами посчитать, в каком году он принял мученический венец, и сколько ему было лет тогда, когда Христос Господь страдал на Кресте.

Святой Дионисий уже был претрудным старцем, когда от него требовали отречения от Христа, но он лишь посмеялся над теми, кто предлагал ему отречься от Христа и принести жертвы лживым богам и кумирам. Разве тот, который из уст самого богоглаголивого Павла, говорившего о том, что это не боги, а лишь кумиры и идолы, и из уст которого он слышал правду о Христе, разве он мог быть прельщенным тем, что говорили ему язычники, предлагавшие ему отречься от Христа и проповеди Евангелия. Он лишь посмеялся и исповедовал Христа истинным Богом и Спасителем. Тогда сначала казнили его друзей Рустика и Елевферия, а затем казнили его самого. Ему отрубили голову, но произошло удивительное чудо. В небезызвестном теперь месте современного Парижа есть такая гора, холм, он называется Монмартр, что в переводе означает гора мучеников, он назван в честь того, что на том месте были обезглавлены святой Дионисий Ареопагит, Елевферий и Рустик. Французы знают этого святого угодника как Сен-Дени, это очень узнаваемое имя и наверное знакомо очень многим здесь присутствующим.

Будучи обезглавленным на этом холме мучеников, который некоторое время назад был посвящен римскому языческому Богу Марсу, к ужасу и содроганию своих палачей и той толпы, которая жаждала крови христианской, этот обезглавленный старик поднял свою отсеченную главу и на своих руках нес ее, кровью каплющую, на расстояние почти четырех километров к храму, который он основал вместе со своими собратьями Елевферием и Рустиком в некотором удалении от селения Лютеции. Этот храм до сегодняшнего дня существует, и там он упал уже бездыханным, а его главу одна благочестивая христианка Катула сохранила как величайшую святыню, а потом за большие деньги выкупила и его нетленное тело у язычников и с честью погребла в этом же самом храме, который некогда был им же основан. Сейчас там высится базилика в честь его святого имени, и для истории Галлии, для истории Франции, это место особенное, потому что там находится усыпальница французских королей и вместе с неисчислимыми гробницами французских властителей, там на алтаре высятся мощи святого Дионисия Ареопагита и его собратьев, вместе с ним вкусившим мученическую смерть, Елевферия и Рустика.

Пример этих святых угодников Божиих важен для нас тем, что показывает, как христиане относились к своим палачам и к своим распинателям. Они не призывали Бога, чтобы Господь пришел и отомстил за них, потому что они ведали и знали, как говорит Господь, какого они Духа.

Если мы с вами позволим себе только представить, что мученики просили бы Господа избавить их от мучений, то наверняка Господь мог бы помочь им и каким-то образом избавил бы их от мученической смерти и страданий. Но страдальцы Христовы об этом не только не просили, но даже и не  думали, потому что считали самым величайшим благом для себя умереть за Христа. Самое величайшее благо для последователя Христова – это быть вместе с Господом, вкусив тот крест жизненный, который Сам Владыка и Господь пронес ради нашего спасения на Голгофу. И именно этим духом, духом любви, в том числе и ко врагам своим, были отличительны эти угодники Божии, ныне празднуемый священномученик Дионисий Ареопагит и иже с ним пострадавшие.

Все эти примеры, дорогие братья и сестры, являются не просто историческим воспоминанием, а прежде всего примером для подражания подлинной, настоящей христианской жизни, с тем чтобы и нам милостью Божиею стяжать все те приводящие на небо добродетели, чтобы нам опытом своей молитвы, опытом своей жизни, опытом своего доброделания, научиться любить своих врагов и через это стяжать благодать Христову, не оскудевающую и дарствующую нам вечную радость и вечное наследие в Царствии Отца нашего Небесного, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Единородным Его Сыном и Всесвятым и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.