Слово в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Cобытие Благовещения – это всегда пробный камень нашей веры, тот камень, который мы не можем просто взять и отвергнуть или забыть. Кто-то спотыкается об него, кто-то пытается по-своему эти события объяснить. Но мы говорим, что это камень не нашего мудрования, и мы принимаем за истину слова Писания, доверяясь Богу, веря в то, что Ему возможно все. «Бог идеже хочет, побеждается естества чин», – говорит Церковь. Установленные Господом законы бытия, законы рождения человека могут быть переступлены, отменены по Его воле. И вот, без плотского участия, особенным образом зачинается Бог Слово. Именно поэтому Церковь учит, что Христос во всем подобен нам, людям, кроме греха.

А с другой стороны, праздник Благовещения вдохновляет каждого из нас расположиться особым образом для принятия Слова Божия. Один из богословов сказал так: Дева Мария – это человек, который смог всем Своим существом, всем Своим сердцем, крепостью, умом сказать «Се, Раба Господня» так, что Бог смог стать Словом. Иными словами, Пречистая Дева смогла возлюбить Бога так, что Он вселился в Ее утробу.

Но поскольку Дева Мария – это образец, это идеал человечества для каждого из нас, Она свидетельствует еще и о том, на что способен человек, какие глубины духа он может открыть для Господа, чтобы Он вселился в него. Ведь для верующего человека абсолютно точно известно: если Бог не вселится в него, как в Свой храм, ни о каком спасении речи идти не может. И именно об этом мы просим в одной из главных молитв: «Царю Небесный, прииди и вселися в ны». А чтобы Бог смог вселиться в каждого из нас, первое, что мы должны являть, свидетельствовать перед Ним, это наше глубиннейшее смирение. Без смирения невозможно спасение.

Смиренномудрие, говорят нам церковные толкователи, есть матерь всех добродетелей. В Заповедях Блаженства сказано, что смиренномудрие является фундаментом, основанием, на котором потом строится весь дом спасения. Поэтому пример Пречистой для каждого из нас является постоянным напоминанием о том главном, что мы должны явить перед Богом, чтобы Он был с нами.

Часто бывает, что праздник Благовещения выпадает незадолго до Страстной Седмицы или во время нее. Послезавтра уже Вход Господень в Иерусалим, и песнопения Триоди нам говорят о том, что Святая Четыредесятница подошла к концу. Близость Благовещения к Страстной Неделе всегда по-особому открывает и глубину, и драматизм этого праздника.

Предание говорит нам о том, что Пресвятая Дева хотела быть последней рабой и служанкой у Той, Которая родит Мессию в мир. И Она понимала, что Мессия родится в мир для того, чтобы умереть за людей. Наивно полагать, что Дева Мария, навыкшая в изучении Священного Писания, не знала о том пути, который должен будет пройти Сын Божий вочеловечившись, не знала, что ждет Христа в конце этого пути. И когда Пречистая слышит откровение ангела, Она принимает все то, что знает, прилагает слово Писания к Себе и дает Свое согласие – в этом Ее величайший подвиг.

В преддверии Страстных дней взирая на праздник Благовещения – радостное, торжественное событие, которое сопровождается церковными воскликновениями: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!», – мы понимаем, что Бог нам дарует ее не просто так. Все великое, что свершается в этом мире (и многие из нас знают это на собственном опыте), не может не быть сопровождаемо сердечной скорбью, душевной болью, а часто и пролитием крови.

И поэтому в сегодняшний день, в преддверии Страстной Седмицы, каждому из нас явлено величие Пречистой ради нашего спасения. И, может быть, именно потому, что Она имеет это величие духа, Господь делает Ее Ходатаицей за весь человеческий род. Трудно переоценить участие в спасении человека Божией Матери, и свидетельством тому являются десятки и сотни славословий и молитв, которые говорят нам о том, что без Пречистой мы не сможем спастись.

В сегодняшний день, прославляя Божию Матерь, благодаря Ее за то, что Она приносит для человечества этот дивный Плод, конечно, воздохнем Ей и о своих грехах, гордости, ложной праведности, чтобы Она Своим ходатайством помогла нам избавиться от них. Это очень важно не только для того, чтобы нам правильно войти в Страстную Седмицу, не надмеваясь, не увлекаясь учительством над другими, а пытаясь засвидетельствовать перед Господом свое понимание того, что Он восходит на Крест ради нас и многих наших грехов. Но это важно и для нашего спасения, для возможности нам принять дар благодати, соделаться храмами Богу Духу Святому и войти в Вечную блаженную жизнь.

Аминь!