Слово в праздник Обрезания Господня

И вот, Святая Церковь поставляет в виде празднования свидетельство Евангелия от Луки, где говорится, что в восьмой день Господь был обрезан, и когда обрезали Его, наречено Ему было имя Иисус (см.: Лк. 2, 21). Конечно, важно и наречение имени, потому что имя Иисус переводится с греческого или с еврейского языков как Спаситель или Помощник. Оно, по сути дела, являет для каждого из нас все то, что Господь совершает для человеческого рода. Но важно еще сказать о том, что обрезание значило для иудеев, поскольку оно завещалось по завету с Авраамом и по закону Моисееву. Обрезание младенца мужского пола свидетельствовало о том, что он является наследником царства Мессии, представителем народа Божьего, тем избранным в числе народа, над которым является главой сам Господь. И если человек был необрезанным, он не имел возможности войти в израильское общество, тем более он не мог бы стать учителем, и тем более он не мог бы быть признан Мессией.

Сегодня Святая Церковь мудро полагает вместе с чтением евангельского эпизода об обрезании повествование о двенадцатилетнем отроке Иисусе, который мы с вами слышали (см.: Лк. 2, 41-52). Может показаться на первый взгляд, что эти эпизоды ничем не связаны. Но на самом деле здесь связь самая непосредственная: через это повествование свидетельствуется то, что Господь является истинным израильтянином, что Он был принимаем в обществе израильском, как и прочие ортодоксальные иудеи. И более того, мы видим, что Божия Матерь находит Его в храме Иерусалимском сидящим и беседующим, и вопрошающим, и отвечающим на вопросы старейшин и книжников, то есть тех, кто ни в коем случае не допустил бы Его в общение с собой, если бы Господь не был обрезан.

С другой стороны, церковное учение относительно обрезания говорит нам, что это был образ. Апостол Павел в Послании к римлянам говорит, что обрезание крайней плоти было образом обрезания сердечного и тот, кто сердце не обрезает, тот является жестоковыйным человеком (см.: Рим. 2, 28-29). О ветхозаветных иудеях апостол говорит, что они до сих пор не могут правильно уразуметь Ветхий Завет, который говорит о Христе, потому что на их умах и сердцах лежит пелена, которая снимается только обрезанием нерукотворенным, то есть Христом (см.: 2 Кор. 3, 14-16).

И, конечно, не следует забывать, что обрезание – это болезненная, кровоточащая операция.

Как это понимать? Евангельское чтение об отроке Иисусе в определенном смысле открывает тайну этого образа. Мы представляем, как переживала Божия Матерь, которая три дня искала Своего возлюбленного Сына, о Котором Она и Иосиф знали, что Он является Мессией и Сыном Божьим. Преподобный Силуан Афонский говорит, что человеку не дано пережить и даже приблизиться к тем страданиям, которые Она в те моменты испытывала. Мы читаем о том, что Матерь Божия находит отрока Иисуса и подходит к Нему со словами, исполненными болью и страданиями: Чадо, что сотвори нама тако? Се отец твой и азъ боляща искахома тебе (Лк. 2, 48). И в ответ Она слышит из уст отрока: Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2, 49). И Писание говорит, что Мария и Иосиф не поняли слов, которые отрок Иисус им сказал. И мы не понимаем: как же так? На страдания Матери Он отвечает вопросом: Зачем вам было искать Меня?

И наша задача сегодня – попытаться понять, что значат эти слова Господа, для чего они были произнесены именно в такой форме. На первый взгляд, это только выражение недоумения и больше ничего. Но когда отрок Иисус говорит о том, что Ему надлежит быть в том, что принадлежит Отцу, мы видим, что Он уже тогда очень четко осознавал то дело, ради которого пришел. В этом деле Ему надлежит быть исполнителем воли Отца Своего, и Он пришел, чтобы ее исполнить. Господь Сам неоднократно об этом говорит. А воля Отца – это воля о спасении рода человеческого, а спасение это совершается через страдание, через смерть, через Крест, через трехдневное погребение. Именно это знание приоткрывает тайну возражения отрока Иисуса Своей Матери.

Уже в двенадцатилетнем возрасте отрок Иисус начинает готовиться к тому, ради чего пришел, и, самое главное, начинает готовить Свою Матерь. Он начинает приучать Ее к тем переживаниям, которые некогда потрясут страшнейшим образом Ее душу и сердце, как сказал праведный Симеон Богородице: Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35). Трехдневное Воскресение – не этому ли соответствует трехдневный поиск Божией Матери Своего Сына и Ее страдания, когда

Она не знает, жив Он или нет? Ну вот и ответ на вопрос, вот и обрезание сердечное, вот и кровоточащая рана.

В сегодняшний день мы чествуем также святителя Василия Великого. Читая житие этого великого святого, мы понимаем, что любой подвижник благочестия – это всегда человек с кровоточащим ради Господа сердцем, болезнующим, переживающим за дело Спасения, и не только свое, конечно, но и ближних своих. Святитель Василий Великий – это святой, который, можно сказать, сгорел в деле служения своим ближним. Очень недолгий возраст жизни Господь ему дал – всего 48 лет. Но и сам святитель, непрестанно пребывающий в подвигах, в аскетизме, в молитве, в делании, служении ближним, говорил, что в 40-летнем возрасте стал похож на старика. Но это только внешне, а душою, конечно, он был молод, и его бесстрашие в деле служения Господу свидетельствуется очень простыми вещами, которые для нас кажутся иногда запредельными моментами.

Святитель Василий Великий, например, ходил в лепрозорий, чтобы утешить болящих, обнимал их и не боялся заразиться, хотя мы знаем, что проказа – это страшная болезнь, которая распространяется очень быстро, как в наше время, например, грипп. Чтобы утешить монашество, он написал свой устав монастырский, чтобы утешить христианский мир, он дал нам Литургию Василия Великого, за которой мы сейчас все молились. Святитель Василий Великий просветил как Столп Православия всю вселенную, показав, с одной стороны, пример, как надо жить, а с другой стороны, научив каждого из нас своими богомудрыми писаньями тому, как следует исправлять свое православие, свое христианство.

Есть немало выражений, которые принадлежат святителю Василию Великому, и любой православный человек в интернете может найти его крылатые слова, афоризмы. Например, это объяснение слов Христа: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Что это значит – мудрость змеиная? Есть разные толкования. А святитель Василий Великий говорит так: чтобы обновить свою шкуру, совлечь ветхое и облечься в новое, змея должна ползти по острым камням и колючкам. В противном случае она этого сделать не сможет. И мы понимаем, что Василий Великий говорит это применительно к жизни каждого из нас: для нас мудрость заключается в том, чтоб бесстрашно идти по жизни. Ведь те неприятности, неудобства, огорчения, беды, которые нам кажутся случайностями, которые доставляют нам боль, как будто сдирают с нас кожу и мясо, это есть помощь со стороны Господа совлечь ветхое и облечься в новое.

Поэтому в сегодняшний праздничный день, находящийся между праздниками Рождества и Крещения Господня, мы говорим все-таки о подвиге, к которому призывается христианин и к которому призывает нас Господь и святитель Василий Великий.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Праздник Обрезания Господня.

Святителя Василия Великого,

архиепископа Кесарии Каппадокийской,

14.01.2017