Слово в Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Евангельские чтения на Богородичные праздники, в том числе и в сегодняшний день, повествуют нам о двух женщинах, которые служили Господу (см.: Лк. 10, 38-42). Одна из них, Мария, сидела при ногах Иисусовых, другая, Марфа, заботилась о трапезе. Но мы видим, что Господь упрекает Марфу за то, что она печется и молвит о многом. А Мария сидит при Его ногах и слушает слова Христовы, и складывает их в сердце. И вот здесь для каждого верующего человека имеется ответ на очень важный вопрос: как нам следует жить? Мария сидит при ногах Иисусовых и не просто слушает и запоминает слова Господа, нет. Самое главное – то, что она через любовь их воспринимает, и слова Христа, входящие в ее сердце, становятся для нее самым великим сокровищем на земле, которое только может быть.

Так ли мы слушаем слова Христовы? Так ли мы их слышим? Так ли мы воспринимаем тексты, которые открываются для нас, когда мы читаем Священное Писание и Четвероевангелие? К сожалению, нет. Ведь в одно ухо у нас влетает, а в другое вылетает. А Марфу Господь упрекает и за то, что она молвит много. Православие очень ценит чувства, но не приветствует эмоции. Посмотрим внимательно на себя: вместо того чтобы делать и трудиться, мы очень о многом любим поговорить. Поговорить и с ближними, и с дальними. А если нет ближних и дальних, то с самим собой. Всуе, в пустоту, ни о чем.

И к разряду этих пустословий мы можем отнести даже молитвы, которыми молимся наедине с собой. Заповедь Божия говорит нам: не произноси имя Божия всуе. Что это значит? Это значит, что, читая молитву – утреннюю, вечернюю или какую-то другую, я обещаюсь Господу жить так, как читаю, как произношу, как хочу жить. А если я этого не делаю, значит, имя Божие я всуе произнес. И поэтому упрек в многословии по отношению к нам тоже актуален.

А когда мы приходим в храм, ищем помощи от Господа, мы должны понимать, что дар Покрова, дар благодати – это дар милосердия, милости со стороны Бога и Божией Матери. Ведь милость и дар могут быть только там, где они не заслужены. Но мы проводим жизнь совсем по-другому. Мы ведем себя так, как будто хотим сделать все абсолютно сами. А Церковь говорит: человек, опомнись, ведь есть в мире покаяние, которое принес для тебя Христос, тебе достаточно признать свою немощь и покаяться, отпустить то, что совершается с тобой, на волю Божию. И тогда благодать снизойдет на тебя, твои проблемы снимутся.

Но нет, мы приходим в храм, часто даже на исповедь и начинаем доказывать нечто иное – даже не священнику, он ведь только свидетель, а Богу. Мы говорим: у меня в жизни не получается то-то и то-то, я никак не могу этого сделать. А дальше получается, что человек просит Бога научить его тому, как без покаяния получить просимое, обойти этот острый угол. А ведь речь совсем о другом.

Мы приходим в храм для того, чтобы признать перед Богом свое бессилие, признать то, что окончательно запутались и заблудились в жизни, пустили все на самотек. Но нерешенные важные вопросы, проблемы возвращаются бумерангом, жизнь бьет нас, и нам бывает очень больно. И человеку необходимо признать все это и сказать: Господи, ничего не могу, ни на что не способен, я грешник, помоги и помилуй. И вот когда это слово, эта молитва будет исходить из наших сердец, она будет привлекать Покров Пречистой. И Божия Матерь обязательно откликнется, утешит, и тогда все то, что с нами случается в жизни, представится нам, осознается нами именно как спасительный крест.

Конечно, для современного православного человека, погруженного в суету, живущего часто в неверующем обществе, бывает очень сложно до этих простых истин достучаться, додуматься, осознать их. Именно погружение в суету лишает человека возможности покаяния: он зачастую начинает жить по человеческим, а не Богом установленным законам. И бывает очень сложно человеку выйти из этих правил и обычаев. Неслучайно за Божественной Литургией священник, воздевая руки во время Херувимской песни, молится об одном: «отложить всякое житейское попечение, чтобы подъять Царя всех». Непросто человеку бывает это сделать, требуется усиленная молитва. Но если эта молитва есть, то Господь помогает нам выйти за рамки этой страшной суеты и войти в другую область – в Церковь Христову, которая является начатком Царства Божиего на земле.

И когда Святая Церковь призывает и верующего, и неверующего человека хотя бы раз в день посвящать Богу какое-то определенное время, особенно в праздники, посещать храм, присутствовать на Всенощном бдении и Божественной Литургии, она ведь хочет только одного: чтобы мы пробились через толщу этой страшной суеты и оказались в оазисе духовного благочестия, чтобы мы получили дар силы Божественной, которая называется благодать или жизнь. Чтобы мы напоились ею и потом опять шли в мир – не просто жить, но еще и спасаться.

В сегодняшний день сердца многих из нас благодарят Пречистую за то, что несмотря на наши грехи, страсти, все то, что мы творим в жизни, Она милует нас, оберегает и любит. Пусть дарует нам Господь всегда помнить об этом и пусть самая простая молитва почаще раздается в сердце каждого из нас: Пресвятая Богородице, спаси нас!

Аминь.