Слово в Праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

И вот, первое, о чем мы с вами можем говорить в этот день, к чему нас призывает святая Церковь, это именно то совместное пребывание со Христом во всей своей жизни, как это делали святые апостолы и ученики. Они не просто вместе с Ним ходили по городам и весям, не только слушали то, что говорил им Христос, но они были посылаемы Им на проповедь, совершали Его служение. Иными словами, они совершали Его святые заповеди. И во многом именно благодаря этому послушанию и смирению, которое нужно человеку, чтобы заповеди от Господа совершить и исполнить, они стали созерцателями и свидетелями того, как Господь преобразился. Можно, конечно, рассуждать: увидели бы свет Преображения и другие ученики на Фаворской горе? Неизвестно, увидели бы или нет, потому что Господь взял с Собой на гору самых подготовленных.

Вспоминается повествование об одном афонском подвижнике, который, проведя ночь в затворе в своей келье и там вкусив света Преображения, святого и ярчайшего, в полдень вышел из нее, когда братия шла на обед. Посмотрев на небо, он сказал: как же тускло сегодня светит луна! Что это значит? Это значит, что духовное озарение, которое проникает в сердце, в ум, во все человеческое естество, действительно является духовным светом, который гораздо ярче тварного.

И Господь на горе Преображения показывает каждому из нас – к чему, к какой святости, к какой славе мы с вами призваны. Но не просто призваны по желанию, ведь Господь вызвал из небытия, создал нас ходящими и смотрящими на небо исключительно для того, чтобы мы были такими. Поэтому всякий, кто свидетельствует о себе как о христианине, по сути дела, берет на себя ответственность, обещает Господу сделать все в своей жизни, чтобы в ответ на Глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5), – стать преобразившимся. И этот глас для каждого из нас есть еще и свидетельство необходимости послушания голосу Божиему.

Если мы посмотрим внимательно на себя, то, наверное, честно сможем засвидетельствовать: вся наша жизнь направлена на своего рода преображение. Мы постоянно пытаемся преобразиться: кто-то пытается приодеться, приукраситься, кто-то – стать более изящным в плане словесного общения, кто-то работает над своей душевной красотой – и все это можно назвать преображением.

Но не такого преображения требует от нас Господь наш Иисус Христос. Он требует нечто другое. Чего же Он требует? На горе Фаворской, беседуя с пророками Моисеем и Илией, Господь говорит о Своем исходе, который Он хотел закончить в Иерусалиме, то есть о Своей крестной смерти, о Голгофе. Он идет пострадать за грехи людей, чтобы спасти человеческий род. Евангелие неслучайно говорит нам, что тотчас после того, как Господь беседовал с пророками об этом, Он преобразился перед Своими учениками.

А это значит, что истинное духовное преображение, которого ждет от нас Господь, невозможно без истинной молитвы о своем спасении и спасении своих ближних, без жертвенной любви, которую являет нам Господь на горе Преображения, которую и мы должны явить перед Господом, но излить на своих ближних. Невозможно никакого преображения духовного для человека, если он будет все в своей жизни направлять на себя, замыкаться на любовь к себе, отвергая необходимость быть милосердным по отношению к ближним.

Поэтому в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, искренно и сердечно желаем всем нам, чтобы мы постоянно помнили об этом высоком призвании, к которому предназначен человек, – преобразиться. Чтобы мы знали, что невозможно оно без истинной молитвы, без истинного послушания и без истинной любви к своим ближним. Да дарует Господь всем нам эти необходимые добродетели, тогда сподобит Он и нас вкусить некогда этого сладостнейшего Света, который является началом Невечернего Блаженного Царства.

Аминь!