Слово в праздник Преображения Господня

Сегодня Христос Господь и Спаситель являет Свою Божественную власть, Свое Божественное достоинство на горе Преображения, уверяя нас в том, что Он есть истинный Бог, пришедый в мир грешныя спасти. Это происходит накануне  Крестных страданий, хронологически праздник Преображения находится буквально в небольшой временной разнице от того времени, ради которого Христос пришел на эту землю, т.е. в совершенной близости с событиями, совершившимися на Голгофском Кресте. 

Вместе с тем, утешая тех, кто пришел только лишь яблоки освятить, уверяю вас, что после того, что я буду вам говорить, вы будете подходить ко кресту и еще раз будете окроплены святою водою. Поэтому можете не беспокоиться и не волноваться. Но при этом мы должны уяснить, что для нас является первичным, главным и основным.

Один замечательный епископ сказал, что невозможно понять праздник Преображения, невозможно вкусить плодов Преображения, если мы сами не преобразимся, если мы сами себя не изменим, если мы не станем другими по отношению к тому злу, которое мы так свободно принимаем в свое сердце. Поэтому сегодняшний день, с одной стороны, говорит нам о радости, о ликовании, о том удивительном неизреченном блаженстве, которое испытывают ученики Христовы, апостолы, те, которых Господь вместе с Собою возвел на вершину Фаворской горы. Вспомним сегодняшнее удивительное восклицание апостола Петра, он говорит, как не имеющий ничего иного сказать: Господи, как хорошо нам здесь быти! Так восклицает апостол Петр, потому что радость и ликование от лицезрения Христа, преобразившегося на Фаворской горе, преизбыточествует в его сердце, и он не находит никаких других понятий, слов и разумений, кроме как: Добро нам здесь быти! Господи, позволь нам, – он продолжает свою мысль, – соорудить здесь три кущи, три сени, и Тебе, и собеседующим с Тобою Моисею и Илии! Ибо на их глазах явились им эти два ветхозаветных праведника, чтобы собеседовать со Христом о Его грядущих страданиях.

С другой стороны, еще не пришло время этой избыточествующей радости и ликованию, о каковых свидетельствует апостол Петр. Потому что после Фаворской горы нужно взойти еще на одну гору, имя которой Голгофа, и только лишь пройдя Голгофу и сорапятие Христу и Спасителю, можно принять в себя ту неизбывную и непрекращающуюся радость, которую Господь сегодня лишь в малой степени показал ученикам, с тем, чтобы они не усомнились, не пали духом и не потеряли веру тогда, когда увидят Христа не во славе Преображения, не в этом светоявленном фаворском сиянии, а когда Он уничиженный, оплеванный, поруганный, будет нести на Своих плечах Крест, на котором будет распят. 

Ради этого Господь ученикам являет Себя в Своей Божественной власти и в Своем Божественном величии и славе. Еще не пришло время, чтобы оставаться в этой радости, ибо Христу, как Он Сам об этом сказал крестящему Его Иоанну Крестителю, должно исполнить всякую правду, и этой самой главной Божией правдой на земле является Крест, на который Господь нас ради человек и нашего ради спасения восходит, дабы истребить самое понятие смерти, истребить рабство диаволу и соделать нас причастниками вечной жизни и наследниками вечного, от Господа нам дарованного утешения. 

Вот это, прежде всего, в сердцевине сегодняшнего праздника и заключается, дорогие братья и сестры.

Сегодня всех вас поздравляю с этим великим торжеством, с этою радостью Преображения Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа и желаю и себе, и вам иметь стремление к тому, чтобы Божественный, нетварный Фаворский свет, который сегодня свидетельствует о Божестве Спасителя, стал целью и смыслом нашего человеческого существования. Чтобы мы к этому устремили все свои помыслы и жизненные чаяния, чтобы стяжание Всесвятаго Божьего Духа по мысли преподобного Серафима Саровского было самым главным и основополагающим делом каждого из нас.

Мы видим на примере этого замечательного упомянутого русского святого,  преподобного батюшки Серафима, как он стяжал эту фаворскую радость и был присным свидетелем того небесного ликования, в котором он, еще будучи здесь на земле, находился. Мы помним удивительное свидетельство, описанное в беседе преподобного Серафима Саровского с Николаем Александровичем Мотовиловым, когда батюшка Серафим на глазах своего служки, как тот себя смиренно именовал, был в необыкновенном сиянии, превышающем сияние солнечное. И когда Николай Александрович отпрял в ужасе, что этот свет, струившийся от лика преподобного Серафима, буквально чуть ли не ослепил его, так, что он был вынужден сомкнуть свои глаза от этого нестерпимого сияния,  преподобный Серафим, утешая его, сказал: ваше боголюбие, и вы в этом свете пребываете и находитесь. 

Вот, что Бог дарует любящим Его – неизреченный, неисповедимый, неспособный человеческими устами быть выраженным, свет, причастниками которого Господь ныне соделывает учеников Своих на вершине Фаворской горы. И это не удел лишь Христа Спасителя, ибо Господь зовет нас к Себе и говорит всем нам без исключения: Приидите ко Мне все, чающие Христова утешения, и насладитесь этим светом, и причаститесь этой радости неизглаголанной и неизреченной. 

Поэтому если Господь зовет нас к Себе, следовательно, Он нам взамен дарствует Свою благодать и соделывает нас причастниками этой неизреченной Божественной радости. 

От нас же долженствует, дорогие братья и сестры, следовать за Христом, просить, чтобы Господь не оставил нас ни на каких жизненных путях нашего земного поприща и соделал нас причастниками той радости, каковой Он соделал верных Своих учеников и апостолов, и всех от века Богу угодивших. 

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником Преображения Господня, спаси, Господи, за ваши святые молитвы. Храни вас Господь и Царица Небесная! Аминь.

Протоиерей Георгий Гуторов