Слово в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

Поэтому неслучайно на сей иконе, которая возлежит посреде храма, мы видим эту двоицу духовных братьев, один из которых изображен с держимыми в руках ключами, как власть имеющий разрешать и связывать на земле, ибо здесь на земле разрешенные будут разрешены на небе им и преемниками его, и связанные здесь будут связаны там. И другой собрат его, великий во святых Павел богоглаголивый, изображается неслучайно с мечом. Нас иногда удивляет это изображение: почему меч, это ведь орудие смерти? Но мы вспомним с вами 6 главу Послания апостола Павла ко Евреям, где он говорит о том, что слово Божие подобно мечу обоюдоострому, и поэтому изображающийся меч в деснице апостола Павла ничто иное не означает, как проповедь евангельского глагола, которая поистине является мечом обоюдоострым. И вот сегодня мы, дорогие братья и сестры, чтим память этих святых угодников Божиих. Не достанет и неспособно в языке человеческом найти таких слов, чтобы выразить ту похвалу, которая приличествует этим святым угодникам Божиим, и всё же мы постараемся, пусть косноязычно, пусть ограниченно и ущербно, но хотя бы несколько слов сказать об этих угодниках Божиих.

Апостол Петр, человек удивительный, о нём мы слышим в Евангелии и поражаемся той пылкости, той совершенно поразительной темпераментности, которую он постоянно проявляет по отношению к своему Господу. Он горит ревностью о Господе, хотя возрастом он уже был достаточно зрелым человеком тогда, когда Господь призвал его. Вспомним о том, как это произошло. Когда Господь повелел уставшим, изнуренным от целой ночи бесполезного и бесплодного труда рыбакам закинуть сеть в озеро, они, трудившиеся всю ночь и ничего не уловившие, были, конечно же, уставшими, после бессонной ночи, потому что ночь для рыбака – это самое лучшее время для ловли. Когда восходит солнце, тогда бесполезно и бессмысленно забрасывать сети в озеро, ночь прошла, самое лучшее время было утрачено, они ничего не поймали, а здесь Некто повелевает им опять отплыть от берега и забросить сеть одесную сторону корабля. Несмотря на раздражение какое-то внутреннее, быть может, Симон, как звали будущего первоверховного апостола, говорит: Учитель, мы всю ночь трудились и ничего не поймали, но по слову Твоему сделаю так, как Ты велишь. И они забрасывают сеть, и сеть наполняется в преизбытке рыбами.

Святитель Иоанн Златоуст удивительно говорит по этому поводу в проповеди, посвященной апостолу Петру. Он говорит, что Бог, Творец, Властитель, Он повелевает всякой твари, не только человеку, но и всем живущим в поднебесной, и Он повелевает этим рыбам, чтобы они наполнили собою сеть. И поэтому мы читаем в Евангелии, что когда начали вытаскивать эту сеть из озера, то она прорывалась от множества рыб, потому что каждая из этих бессловесных тварей, каждая из этих рыб, как говорит Златоуст, пыталась исполнить волю своего Творца и устремлялась в эти сети. Петр, пораженный этим чудом, говорит Господу, припадая пред Ним: Господи, выйди от меня, ибо я грешный человек. А Господь ему говорит: Следуй за Мной, и ты будешь ловцом человеков. И он следует за Господом, он оставляет свою семью, оставляет свой дом, свой худо или бедно кормящий его прибыток, и он следует за Господом уже, будучи человеком, повторяю, зрелым.

И, тем не менее, его возраст не мешает ему быть таким горячим и пламенным, каким мы его обнаруживаем на страницах Евангелия. Именно он, видя Господа, идущего по воде так, как если бы Он шел по суху, ревнует о Господе и говорит: Господи, если это Ты, повели мне идти также по этой глади волн, как Ты идешь, словно по суше. И Господь повелевает ему. Но потом, отвлекшись на бурю, шторм, на ветер, он начинает утопать, но и тогда не теряет своей веры, а взывает к своему единственному Спасителю: Господи, спаси меня. И Господь тотчас же протягивает ему руку.

Именно он, Петр, был возведен на гору Фавор и был лицезрителем этого дивного и неизреченного события, которое Господь явил незадолго до Своих крестных страданий, явив Свое Божественное могущество и величие, и славу. Этот же самый Петр в Гефсиманском саду, перед этим клявшийся и божившийся, что не оставит Господа и никогда Его не бросит, он извлекает меч из ножен и ударяет одного из нападавших на Господа, которые пытались арестовать Христа перед Его крестными страданиями. Это всё Петр, ревнующий о Господе, вдохновленный любовью ко Христу, он горит и пламенеет.

У него были ошибки, и мы их знаем. Он малодушествовал, он был человеком вполне похожим на нас в каких-то человеческих страстях, немощах, но при этом, самое главное, в его жизни возобладала любовь ко Господу, и она привела его к тому величайшему целожизненному подвигу, который он явил и осуществил своей жизнью. Казалось бы, он совершил непростительный проступок, он отрекся от Господа, он устыдился Его, он убоялся какой-то ничтожной служанки, которая обличала его в том, что он галилеянин, а он начал отказываться, божиться и клясться в том, что он понятия не имеет, о Ком идет речь. Но даже после этого он нашел в себе мужество, потому что там, где есть вера, там есть и любовь, и напротив того, там где есть любовь, там есть и вера, и поэтому он находит в себе подлинное настоящее мужество вернуться ко Христу и просить у Него прощения, и оплакивать свое заблуждение и малодушие.

Вспомните, в ночь Воскресения, когда жены мироносицы благовествовали, что они обнаружили пещеру погребения Христа пустой, то он, если прочие шли к этой пещере, то, как написано в Евангелии, Петр бежал к ней. Бежал порывисто, этот уже пожилой человек, забыв о своем возрасте, он бежал, чтобы своими собственными глазами увидеть удостовериться и через это уверовать, что Христос воистину Воскрес, воистину Восстал. И потом, когда Господь говорит ему уже на берегу Генисаретского озера тогда, когда таким чудесным образом повторяется евангельская история, – обратим на это внимание, дорогие братья и сестры. Проповедь Евангелия начинается с чудесного улова рыб, о котором сегодня уже было рассказано, когда Петр последовал за Христом, и заканчивается земная жизнь Господа практически таким же событием: после Воскресения Своего Господь является ученикам уже Воскресшим на берегу Генисаретского озера. Они уже опять пытаются вернуться к своему рыбарскому труду, потому что Христос Господь, Божественный их Учитель, умер, и они видели своими собственными глазами Его смерть. И вот они видят, будучи в лодке, будучи на воде, они на берегу видят Господа, они не могут этому поверить, но Господь властно повелевает им опять забросить сеть в море, и тогда Иоанн апостол говорит Петру: это Господь! Это Господь! потому что никто другой не может дать этого повеления. И Петр, как это поразительно, – мы очень привыкаем с вами к часто произносимым, слушаемым текстам, но если мы будем трепетно, благоговейно каждому евангельскому слову внимать, то конечно они поражают, эти евангельские слова, – вы вспомните, как ведет себя Петр, когда ему Иоанн говорит «Это Господь!», он тут же бросается с борта этого корабля в воду и плывет на берег, чтобы своими глазами удостовериться, что это Господь, Господь, от Которого он отрекся, отказался.

Поразительно, в Евангелии приводится цифра, сколько рыб было поймано, их было 153, я сейчас не буду комментировать и толковать значение этого числа, этому есть святоотеческое объяснение, скажу о другом: так вот сегодня за ранней Литургией было 153 причастника. Служащий раннюю Литургию батюшка говорит: вот сегодня за ранней было евангельское число причастников – 153.

Как хотите, так к этому и относитесь.

Так вот Господь говорит Петру: Симоне Ионин, любишь ли Меня паче сих? – Да, Господи, люблю Тебя. Христос говорит: Паси овец Моих. И потом вторично повторяет: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? – Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя (Ты знаешь, что я люблю Тебя). – Паси агнцев Моих. Симоне Ионин, – говорит ему третицею, третий раз, — любиши ли Мя паче сих, больше всех? Не просто «любишь», а больше всех. Господь требует всего от человека, не каких-то «вот я с восьми до десяти утра в воскресение я христианин, а в остальное время я живу своею мирской жизнью» – ничего подобного! Любиши ли Мя всею своею жизнью, и в храме и вне его, всем своим существом. И как написано, оскорбе же Петр, яко рече ему третие «Любиши ли Мя». Обиделся Петр, почему трижды спрашивает об этом: Господи, Ты вся веси, ты всё знаешь, Ты веси, что я люблю Тебя. Т. е. три раза отрекся Петр, и три раза Господь задает ему один и тот же вопрос, как бы восстанавливая его в апостольском достоинстве, т.е. ты трижды отрекся, трижды свидетельствуй, что любишь Меня больше всех. И потом говорит ему, что ты, Петр, когда бе юн, когда был юным, ходил куда хотел, егда же состареешися, то ин тя пояшет и ведет туда, амо же не хочеши, т. е. предсказывает, какою смертью умрет Петр. Он умер смертью Господа нашего Иисуса Христа, он умер на кресте.

Нам не хватит никакого времени даже обзорно говорить об этих величайших угодниках Божиих. Я даже о Петре еще не закончил говорить, а у нас еще целый Павел есть, поэтому, как нам с вами охватить то, что охватить немыслимо и невозможно, но мы видим с вами ту удивительную ревность, ту удивительную любовь, которую явил апостол Петр к своему Господу всем своим служением. Вспомним лишь об одном из последних событий в его жизни, когда уже при Нероне, в Риме он проповедовал Христа Спасителя, и уже была основана христианская община, это была первая Церковь. Тогда было развязано чудовищное гонение. По крайней мере, в масштабах того времени и того исторического контекста это было совершенно беспримерное гонение на христиан. Нерон, как известно, велел поджечь Рим, который полыхал и сгорел дотла практически, и он всю вину возложил на христиан. Это христиане, – сказал он, – подожгли Рим. Т.е. он народные массы возбудил против христиан, оклеветав их и тем самым воспользовавшись этой клеветой, развязал гонение на последователей Христа. Петр был главою христианской общины в Риме. К нему приступили его ученики и сказали: Отче, ты ведь еще очень многих можешь привести ко Христу, уходи отсюда, потому тебя как никого ищут римляне, уходи из этого города, в других местах проповедуй, в других местах благовествуй. И Петр проявил, с одной стороны, некое послушание, а с другой стороны, малодушие, и он ушел из Рима. Он стал уходить из него, и мы знаем все этот пример, поразительный, пронзительный, когда он, удаляющейся из Рима, увидел навстречу ему идущего живого Христа, живого Господа, в терновом венце, т. е. в том облике, в котором Господь шел на Крест. Апостол Петр сказал Ему: Quo vadis, Domine? Т.е. куда идешь, Господи? А Господь ему отвечает: Я иду в Рим, чтобы вместо тебя умереть на кресте. И Петр понял, что он второй раз предает Господа, второй раз от Него отрекается и отказывается. И тогда Петр вернулся в Рим и сам отдал себя в руки палачей, которые назначили огромную сумму денег за его поимку. Палачи поспешили с казнью, потому что глазам своим не верили, что тот, кого они и не чаяли уже найти, потому что Петр уже ушел из Рима, сам отдается им в руки, и они приговорили его к смертной казни через распятие. Петр же сказал: я недостоин умереть тою смертью, какую вкусил Господь и Владыка, поэтому прошу вас, распните меня вниз головой. Вниз головой распятый Петр прославил Господа вот такою мученическою смертью.

Это произошло 29 июня 67 года после Рождества Христова, т. е. в сегодняшний день юлианским календарным исчислением, и в этот же день Господа прославил мученическою смертью другой великий первоверховный апостол – апостол Павел, собрат и друг духовный апостолу Петру. Они очень редко видели друг друга, можно сказать, познакомились уже много лет спустя после Воскресения Христова. Об апостоле Павле нам повествует седьмая глава книги Деяний апостольских, по крайней мере, с этого места начинается упоминание о некоем юноше Савле. Савл — фанатик, образованнейший молодой человек, гордый, ревнующий о своем ветхозаветном Боге, ненавидящий христиан и вот он, этот Савл, одобряюший убиение первомученика архидиакона Стефана, которого безмозглая, безумствующая, фанатичная толпа побивает камнями. Он одобряет это убиение, может он даже вдохновляет какого-то на это убийство, потому что те, которые убивали Стефана, они складывали, как повествует книга Деяний, одежду свою у ног юноши именем Савла. Потом он еще в большей ревности о своих ветхозаветных обычаях и традициях идет в Дамаск с тем, чтобы там развязать еще более масштабное гонение на христиан, и там, где уже, казалось, не осталось никакой надежды, Господь улавливает этого удивительного человека. Он является ему на пути в Дамаск, ослепляет его и тех, кто сопровождал его, и он слышит голос с неба: Савл, Савл, почему ты гонишь Меня. Изумленный и не понимающий, Кто бы это мог быть, Савл отвечает: Кто Ты, Господи? – называя Его Господом, заметьте, т. е. благоговея, страшась этому необыкновенному видению, – чтобы я тебя гнал? – Я Иисус, Которого ты гонишь. И тогда Павел восклицает: Что мне делать, Господи? А Господь ему повелевает, чтобы он шел в Дамаск, в тот же самый город, куда он шел для того, чтобы гнать христиан, на так называемую улицу Прямую, к апостолу Анании просить от него крещения. В это же мгновение Господь является Анании и говорит, что к тебе придет Савл и ты должен его крестить. Анания в изумлении, в ужасе говорит: Господи, он же ведь гонит нас, он же истребляет христиан?! А Господь ему отвечает: он – мой избранный сосуд. Таким образом, происходит призвание некогда гонителя Савла, который становится Павлом первоверховным, великим проповедником слова Божия.

Конечно же, мне хотелось бы еще много и много говорить об апостоле Павле, но щадя вашу усталость, вашу немощь, приведу лишь слова Златоуста, который говорит так: если бы мне предложили Царство Небесное или цепи, которыми был связан Павел, я бы предпочел цепи, которыми Павел был скован, потому что через эти цепи, он являет свою величайшую любовь к Богу, и через эти цепи, наверное, я бы тоже стал наследником вечной жизни и Царствия Небесного.

Дорогие мои, вы должны всегда читать Священное Писание каждый день и книгу Деяний и апостольские Послания, вот тогда мы поймем, кем для нас являются святые апостолы Петр и Павел. Священное Писание – это поистине тот кладезь, который способен утолить жажду человеческого сердца, утолить, напоить, восполнить недостающее, исправить израненную, искорёженную нашу жизнь. И молясь этим угодникам Божиим, взирая на их святую жизнь возревновать о Господе, чтобы гореть таким же огнем, каким горели они.

Конечно же, я говорю очень преувеличенные вещи, это трудно, немыслимо и невозможно уподобиться святым апостолам Петру и Павлу, которые горели и пламенели любовью и ревностью к Богу. Мы говорили о том, что Петр горел этою ревностью и любовью к Богу, так же и Павел, горел любовью ко Христу, любовью к Господу. Он готов был всего себя отдать Господу и отдавал себя, и умер именно так же, как апостол Петр, мученическою смертью. Предание рассказывает нам, что они в один день, в одном городе, в тот же самый день 29 июля 67 года от Рождества Христова приняли мученическую смерть. Только Петр был простолюдином, рыбаком, поэтому его предали самой презренной казни, казни на кресте. А Павел был римский гражданин. По крайней мере, дважды в Священном Писании мы видим, как он пользуется своим правом римского гражданства. В то время римский гражданин был человеком высочайших привилегий, поэтому, когда его, помните, тысяченачальник за возмущение, происшедшее в Иерусалиме, приказал связать и бичевать апостола, Павел ему сказал: ты хочешь бичевать римского гражданина? Один из сотников, стоявший пред Павлом, испугался и выронил орудие наказания из своих рук, вот что стоило в то время право быть римским гражданином. Он подбежал к тысяченачальнику и спросил: Ты знаешь, кто этот человек, он – римский гражданин. Тогда тысяченачальник не меньше сотника испугался, а это ведь был влиятельный вельможа. Подошел к Павлу и говорит: ты римский гражданин? Павел говорит – да. Тот отвечает: я за большие деньги купил это гражданство! – А я и родился в нём, — сказал Павел. Вот кем был римский гражданин и поэтому апостола Павла не могли казнить как простолюдина. Его приговаривают к смерти через усечение мечом. В некоем, так сказать, табеле о рангах, касающегося смертной казни, усечение мечом было более привилегированной смертью.

Их повели: одного, апостола Петра, в одном направлении и распяли вниз головой, а Павла тоже повели за город, в противоположное место и там его усекли на эшафоте. И до сегодняшнего дня в Риме граде есть фонтан на месте, где честная глава апостола Павла, отрубленная и покатившаяся с эшафота, трижды ударилась о землю, вот в этом месте начали бить родники. Там и сейчас находится фонтан, на месте мученической смерти святого апостола Павла. Последнюю ночь, как это трогательно, они провели вместе, святые апостолы, в Мамертинской тюрьме, она и сегодня существует, находится у подножия Капитолийского холма, туда можно зайти и увидеть то место, где пребывали духовные братья и святые друзья апостолы Петр и Павел в последнюю ночь перед казнью. Они и там не переставали проповедовать, они и там крестили темничного стража, подобно тому, как это описывается в 16 главе книги Деяний Апостольских, где описывается, как апостол Павел крестил темничного стража, какое удивительное повествование. Человек заключен в темницу, в колоду забит, закован в цепи. Ночью он воспевает Господа, узники вместе с ним молятся. Вместо того, чтобы бояться, плакать, проклинать свою судьбу или завтрашнюю казнь, они воспевают Господа. Темничный страж говорит: государь, что мне делать, чтобы мне спастись и моей семье. Павел говорит ему: веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты и весь дом твой. И по молитве Павла ослабели у всех узы, т. е. цепи спали с рук узников, вот что происходит и устрашившийся, убоявшийся более истинного Бога, чем наказания от своих начальников, темничный страж просит здесь же, чтобы Павел крестил его. И он здесь же в темнице крестит темничного стража. Поразительное чудо и такое же подобное чудо происходит буквально накануне их мученической смерти. Темничный страж, который охраняет их в Мамертинской тюрьме, от их слова вдохновенного, великого, Божественного слова, он не может не уверовать, он тоже уверовал и тут же просит крещения, и они ему говорят: нас завтра казнят, поспеши с крещением. И они здесь же его крестят. Воды нет в этой темнице, и тогда Павел молится Богу, и по его молитве начинает из камня бить ручей в этой Мамертинской темнице, и этою водою они крестят темничного стража. А наутро умирают оба с радостью и ликованием, потому что это он, апостол Павел сказал те самые великие слова: для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение.

Для христианина смерть – приобретение, это не ужас, не какой-то страх, отвращающий нас от самой мысли о смерти.

Все боятся смерти, даже верующие и те боятся смерти. Как нам не стыдно бояться смерти! Не она ли нас со Христом соединяет? Святые первоверховные апостолы учат нас, как должно жить и наипаче, как должно умирать. Бесконечно, неизмеримо далеки мы от того, чтобы быть хотя бы издали похожими на них, но нас объединяет с ними общее – вера во Христа, вера в нашего Господа и то, что Христос искупил нас, также как и их, от клятвы законной и смерти.

Посему, дорогие братья и сестры, будем просить Бога, чтобы Господь по молитвам святых первоверховных апостолов Петра и Павла и в наших сердцах воспламенил этот огонь веры в Господа, ревности и желания следовать за Христом через какие бы то ни было жизненные невзгоды и испытания, и чтобы через это вместе с ними восславить Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, в Троице Святей славимого, поклоняемого и соделовающего нас наследниками вечной жизни и Царствия Небесного. Аминь.