Слово в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

Но Господь по дороге в Дамаск явился ему и открылся, и апостол Павел прозрел духовно и принял крещение, приняв как бы в залог благодать Божию. Ведь наивно было бы полагать, что он не переживал то, скольких невинных людей, во Христа верующих, он уничтожил. Это был сильнейший шрам на его душе. И, наверное, то покаяние, которое известно ему, никому больше не известно. Мы знаем, что апостол Петр еженощно выходил за околицу и рыдал, слыша, как поет петух. Разве он мог себе простить, даже будучи прощенным Христом, то, что в час испытаний отрекся от Господа, предал Божественную Любовь? Кто знает, может быть, апостол Павел рыдал и казнил себя даже больше, чем апостол Петр. Апостолы Петр и Павел явились не только проповедниками миру спасения во Христе. Самое главное, они свидетельствовали о том, что человек вне покаяния существовать не может, более того, единственное стоящее в глазах Божиих дело, которое может совершить человек, есть покаяние.

Какое это отношение имеет к нам? Посмотрим на движущую силу, которая нас заставляет идти в мир, а иногда пытаться привести человека ко Христу. Разве это наше искреннее покаяние? Скорее всего, нет, это ложная праведность, которой мы кичимся. Мы хотим, чтобы наши ближние увидели, какие мы праведные. А поскольку на нас никто внимания не обращает, мы всеми силами пытаемся, из кожи лезем вон, чтобы доказать ближнему, как-то засвидетельствовать наши познания Закона Божиего, «достижения» духовной жизни. Иными словами, почему бы ближнего не поучить с высоты своего духовного опыта?

В такие дни, как сегодняшний перед нами открывается действительно величайшая Любовь Божия. Потому что таких великих грешников, какими были Павел и Петр, Господь не просто прощает, Он делает их первоверховными апостолами. Он верит в них и в то, что они на Его Любовь смогут ответить. И вот, они идут в мир, чувствуя себя первыми грешниками, но Господь их помиловал, и с каким бы человеком они ни общались, они верят в то, что если Бог помиловал их, то тем более того, с кем они общаются, Он так же милует и любит, а может быть, и даже больше. Вот и весь секрет, все таинство православия, которое совершается ежедневно, ежечасно, ежеминутно над каждым человеком, живущим на земле, – это Любовь Божия.

Апостолы не просто это пережили, когда-то об этом говорили, но оставили нам свои Писания, которые раскрывают, что есть эта истинная Любовь, в чем она заключается, и как ее можно приобрести, и как на нее можно ответить. За это мы и прославляем их как первоверховных апостолов. И поэтому особенно в сегодняшний день хочется всем нам пожелать, чтобы мы неленностно пытались изучить то, что нам оставили святые апостолы.

Но мы, что греха таить, настолько ленивы, расслабленны, духовно в каком-то смысле непотребны, что открываем апостольские Послания, начинаем читать и ничего там не понимаем. Откройте дома Послания к Римлянам или к Евреям апостола Павла. Да, слова по отдельности, вроде бы, понятны. А смысл какой? Апостол Павел говорит о том, что духовное духовне востязуется (1 Кор. 2, 14), то есть духовное может быть понято только духовным. Значит, если я не понимаю, что написано в Посланиях апостольских, то я еще не совсем духовный. Другая причина также может быть проста: я не хочу научиться тому, чему меня учит Церковь.

Апостолы Петр и Павел своими Посланиями постоянно нам напоминают о самом главном, что есть у нас в жизни, без чего мы спастись не можем – это Божественное Откровение, где все сказано и объяснено. Если человек задался целью постичь законы мироздания, он вынужден сначала изучать определенные науки и предметы, и только потом, постепенно он начинает понимать важнейшие законы, часто записанные непростыми формулами.

То же самое мы можем сказать о христианстве: святые отцы неслучайно называют его наукой из наук. Наша духовная жизнь – это постижение самых что ни на есть важных терминов и понятий, это необходимость прилагать множество усилий, чтобы эта наука из наук для нас была открыта и понятна. Желаем всем, дорогие братья и сестры, не лениться и изучать все то, что нам дали святые апостолы, и через это открывать для себя то, о чем некогда сказал апостол Павел: Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым (Рим. 5, 5).

Аминь!