Слово в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В древней Церкви была замечательная особенность, сохранившаяся сейчас лишь на очень короткий, период празднования Рождества Христова, оставлять в храме вертеп и изображение положенного в яслях Богомладенца Спасителя до Сретения Господня, потому что Рождество Христово, уже отчасти забытое нами, своим воспоминанием происшедшее сорок дней назад, является естественным логическим предшествованием празднуемого ныне события. Мне же хотелось, дорогие братья и сестры, еще раз обратить ваше внимание на слова, произнесенные святым праведным Симеоном Богоприимцем. Мы с вами, может быть, даже и не задумываемся о том, что сегодняшний день является днем его кончины, ибо он умер в этот день, увидев своими собственными очами грядущее спасение народа Божия и всего рода человеческого.

Существует устойчивое Церковное Предание о том, каким образом получил это обетование святой праведный Симеон. Он был одним из семидесяти толковников, переводивших с еврейского языка на греческий Священное Писание, чей перевод вошел в анналы Церкви под названием Септуагинта, т. е. перевод семидесяти толковников. Ему выпала чреда переводить наверное самое сложное место Священного Писания, Книгу святого пророка Исаии, ту самую седьмую главу, где говорится, что Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя Эммануил. Это пророчество смущало и смущает очень многих: как дева может принять во чреве, и как дева способна родить, оставаясь девой. Это смущение побудило Семиона исправить слово «Дева» на слово «молодая женщина». Но какая была бы в этом удивительность, если бы пророчеством было сказано, что молодая женщина родит сына и нарекут имя ему Эммануил, в этом нет ничего сверхъестественного, а то, что Дева приняла во чреве и родила Сына Божьего – это поистине чудо, выходящее за пределы человеческого разумения и понимания.

Господь, явившись этому толковнику, сказал, чтобы он не помышлял и не дерзал исправлять написанное и начертанное в Священном Писании, и что он своими собственными глазами узрит сбытие этого дивного пророчества, которое Бог благоволил переводить ему в Книге пророка Исаии.

И действительно, священное Предание рассказывает нам, что он почти триста лет ожидал этого исполнения. Он каждый день приходил в Иерусалимский храм в надежде своими собственными глазами узреть Того, о Ком вещал богоглаголивый пророк Исаия. Сегодняшний день является днем исполнения его непостыдной надежды и упования, ибо он в этот день узрел Того, о Ком было сказано издревле. Он своими очами узрел спасение народа Божьего и своими собственными руками подъял Спасителя мира, произнеся эти удивительные слова: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром. В словах, во внутреннем расположении праведного Симеона не было ни тени скорби, хотя он прекрасно понимал, что этот день встречи со Христом Спасителем мира является последним днем его земной жизни, но радость и ликование наполняло сердце этого человека, и поэтому он с таким дивным восторгом произнес эти слова.

Сегодня в Евангелии мы с вами слышали хоть и краткую, но очень яркую и замечательную характеристику этого святого Божьего человека. О праведном Симеоне евангелист Лука, повествующий нам в сегодняшнем евангельском благовестии, говорит, что он был праведен и благочестив. Дорогие братья и сестры, это есть залог того, что для этого человека и самая смерть не страшна, самая смерть для него не является утратой и потерей, а, наоборот, по богоглаголивому слову апостола Павла смерть для такового является приобретением, ибо он праведен и благочестив. Поэтому не скорбь, не теснота наполняют сердце праведного Симеона, принявшего на свои руки Спасителя и поэтому Церковью так удивительно и трогательно именуемого Богоприимцем, а глубочайшее ликование и радость о том, что пришел в мир Спаситель, Который искупит весь род человеческий от вечного проклятия и смерти.

Пример этого святого угодника Божия должен быть самым ярким и убедительным для каждого из нас, дорогие мои, в том, когда мы с вами думаем и размышляем о смерти. Об этом мы должны с вами говорить и размышлять всегда, ибо по очень глубокой мысли преподобного Иоанна Лествичника, диавол тому только и радуется, чтобы человек никогда не думал о своем смертном часе. Если мы не ставим себя перед судом неминуемой своей земной кончины, то диавол торжествует победу, ибо только лишь тот, кто помышляет о смерти, тот, кто помнит «последняя своя» по неложному глаголу Иисуса, сына Сирахова, вовеки не согрешит. А не думающий о своей смерти, беспечно тратящий дни своей жизни, тот действительно всуе проживает свою жизнь. Размышляя и сосредоточивая свою мысль на смертном часе, мы должны иметь примером того, о ком по преимуществу сегодня говорим – святого праведного Симеона Богоприимца. Что нам сделать такого, чтобы наша мысль, и не только мысль, а самое неминуемое приближение нашей смерти нас привело не в уныние, не в отчаяние, а в глубокое осознание доверия Богу, Его Промыслу, Его небесному водительству? Прежде всего, благочестивая, богобоязненная жизнь во Христе и со Христом.

Первое, что нужно стяжать в своем сердце – несомненную веру в Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, а вместе с этою несомненною верою в Искупителя и Промыслителя нашего спасения – любовь к Богу и к ближнему своему. Если мы поставим смыслом своего человеческого существования приобретение, прежде всего, этих добродетелей, то нам не будет с вами, дорогие мои, страшна смерть. Не пугать и отвращать она нас будет, а напротив того, она будет нас приближать к тому чаянию, которое мы исповедуем ежедневно, читая утренние молитвы или пребывая за Божественной Литургией, ведь если мы с вами не чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, то тщетна наша вера, суетно наше упование. Вспомним замечательные слова из пятнадцатой главы Послания к Коринфянам апостола Павла, который говорит всем нам, что если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

Действительно, очень часто, если не своим личным собственным опытом, а такой опыт есть у большинства присутствующих, то хотя бы опытом находящихся рядом с нами людей, мы сталкиваемся с тем, что пока всё благополучно, человек как-то особенно и не задумывается о смерти, наоборот, он говорит жизнеутверждающие слова, других утешает. Я сейчас говорю и сам думаю, меня еще по милости Своей Господь миновал такими испытаниями, но как поведу себя тогда, когда Господь постучит в двери моего сердца.

Буквально недавно я беседовал с одним человеком, и он говорит мне: вы знаете, я об этом никогда не задумывался, а вот сейчас сделал обследование медицинское, и мне сказали, что есть подозрение на онкологическое заболевание, и куда подевалась моя вера, куда подевалось всё мое жизнелюбие, я как осиновый лист трясусь, потому что завтра идти и сдавать анализы, и какой угодно можно ожидать приговор, а учитывая, что мне уже сказали, что есть некое подозрение, даже не знаю, что мне и делать, и может быть даже я вообще не пойду сдавать эти анализы. Т. е. самая мысль о смерти, когда мы более-менее не абстрактно, а непосредственно с ней сталкиваемся, приводит нас в ужас. Мы начинаем паниковать, мы начинаем ужасаться, мы начинаем в отчаяние впадать, мы начинаем за любые соломинки хвататься, лишь бы это не подтвердилось бы. А если это подтвердится? И что тогда: ныть, плакать к экстрасенсам ходить, к кому угодно обращаться за любые обещанные тебе возможности?

Ничего подобного не должно быть, мы должны быть тверды и несомненны в нашем уповании на Господа, и даже, если Господь посещает нас серьезными, страшными, быть может, даже смертельными болезнями, мы должны всегда знать, что для нас смерть это приобретение. Мы не должны страшиться, бояться, иначе чем же мы в таком случае отличаемся от язычников, от неверующих людей, чья жизнь сводится к этому земному поприщу и больше ни к чему. Будем всегда, дорогие братья и сестры, помнить этот замечательный и удивительный пример сегодняшнего Праздника – святого Богоприимца Симеона, который поистине возрадовался о дне своей кончины.

Христианин не должен бояться своей смерти, он должен готовиться к ней. Если кто-нибудь нас с вами спросит, в чём заключается смысл нашей жизни, мы должны с вами нелукаво и совершенно неложно сказать, что смысл моей жизни заключается в приготовлении к моей смерти. Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов: многие люди живут так, как будто они никогда не умрут, а умирают так, как будто им не придется жить вечно.

Это справедливейшие слова. Мы живем беспечно, нерадиво, только лишь пределами этой земной жизни, не задумываясь о самом главном. А когда приходит пора умирать, мы цепляемся за ничтожную, уже прошедшую жизнь, как за какую-то обветшавшую одежду и не думаем, что ожидает нас там, потому что там-то и есть настоящая жизнь. Там подлинный смысл нашего человеческого предназначения и бытия, поэтому да не устрашит нас, дорогие братья и сестры, то, что ожидает нас за таинственным порогом, именуемым смертью.

Мне хотелось бы сегодня прочитать слова замечательного проповедника и богослова, святителя земли Русской, митрополита Платона (Левшина), который похоронен в Троице-Сергиевой Лавре. Он сказал замечательные слова о том, кто еще вместе с праведным Симеоном Богоприимцем может дерзновенно произнести слова «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром».

Вот что он говорит: «Могут сказать те же слова… добрый судья, … который своим утешением поставлял доставить справедливости удовольствие… Трудолюбивый земледелец, который в поте лица своего снискивает себе и дому своему пропитание, удаляясь от лености, пьянства и обмана… Мужественный воин, который служил Богу и государству с верой и правдой, принося кровь свою в жертву отечеству своему… Благословенные супруги, муж и жена, которые хранят взаимные друг ко другу верность и любовь, и, воспитав чад в благонравии, промыслили им пристойные и полезные в обществе должности… Ревностный пастырь, который хранит таинство веры в чистоте совести и предшествует стаду своему примером добрых дел… Монах, который сохраняет данные пред Богом… обещания, чтобы препровождать жизнь свою в целомудрии, воздержании и послушании… Все таковые отходят с миром, а когда отсюда отходят с миром… то предстанут они пред суд Божий в уповании, — и океан вечной радости изливается во исполненных миром душах их».

Какие удивительные слова! Кого может ожидать милость Божия, радость Царствия Небесного? То, о чём мы с вами, дорогие братья и сестры, за каждым богослужением не единожды Бога просим, это может и должно стать уделом каждого из нас без исключения. Неслучайно Церковь, любящая, милующая Матерь наша говорит всем нам: Христианския кончины, безболезненны, непостыдны, мирны, Святых Христовых Таин причастны и доброго ответа на Страшном Судище Христове просим! Подай, Господи! Аминь.