Слово в Праздник Вознесения Господня

Эти недоуменные вопросы, которые рождает наш разум, логика восприятия побеждаются нашей верой. Мы принимаем, что Господь вознесся, и это тайна Божия, где пребывает сейчас Он со Своею Пречистою Плотию. Мы принимаем основные положения, которые названы догматами Церкви, в том числе и догмат о Вознесении. О нем свидетельствует Церковь в Символе Веры: свидетельствует для утверждения главнейшего догмата – догмата о Спасении. Иными словами, Господь хочет сказать, что если Он, имея человеческую сущность, во всем подобную нам, кроме греха, вознесся, то и каждый из нас предназначен для Вознесения на небо.

Конечно, взирая на себя, мы видим, что плоть наша груба. Она осквернена грехом, злыми делами, она настолько тяжеловесна, что для нас вопрос о Вознесении является нереальным. Но Святая Церковь говорит, что мы должны готовиться к этому – очищать свою плоть, свои умы и сердца. И, может быть, отголоском того, что нам предназначено Вознесение на небо, являются наши святые, которые, очистив сердца и умы, ликовали о Господе, любили Бога и ближнего и от этой любви просвещались. И так на душе у них было светло и легко, что они жили, как будто не касаясь земли.

Святая Церковь говорит о том, что именно на путях очищения своего сердца лежит наш путь к Вознесению, к восседанию на небо, как это сделал наш Господь. И критерии того, легким является твое сердце или тяжеловесным, – очень просты. Если по отношению к ближнему ты злой и захлебываешься постоянно в осуждении, в раздражительности, то, наверное, с таким сердцем тебе дорога не на небо, а куда-то в другую сторону. И вот эта простота восприятия верующего человека, к которой призывает нас Святая Церковь, в общем-то постоянно дает нам возможность соотнестись с тем, куда мы больше готовы двигаться – вверх или вниз.

Но, с другой стороны, рассуждать о том, когда будет Вознесение наше на небо или когда будет Второе пришествие (мы понимаем, что эти моменты соединятся в истории человечества), может быть, мы не должны. В Евангелии сказано о том, что Господь ведет учеников на гору Елеонскую, 40 дней Он учил их тайнам Царствия Небесного, казалось бы, все объяснил, растолковал, дал дар Духа Святаго, чтобы они понимали Писание, а они Его спрашивают: Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян. 1, 6).

Получается, что ученики не очень-то до конца все уразумели и поняли. И тогда Господь сказал им такие слова, которые мы тоже должны почаще вспоминать: Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7). А какое же наше дело? А наше дело каяться в грехах, исправляться, облегчать свое сердце с тем, чтобы Господь прощал нам грехи. И если мы начнем этим заниматься подлинно, истинно, то перед нами откроется нечто важное: мы настолько увидим себя греховными, что будем Бога просить только об одном: чтобы Он эти времена и сроки как можно дольше отложил и нам хватило времени очиститься, просветиться и возлюбить Господа и ближнего так, как Он заповедовал нам.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем вас с праздником Вознесения Господня, желаем, чтобы свет и любовь жили в наших сердцах, чтобы легкость взаимоотношений с Богом и с ближними, называемая евангельской простотой, постоянно свидетельствовала о том, что мы тоже предназначены к этому важнейшему и величайшему событию в нашей жизни.

Аминь!