Слово в субботу 2-ой седмицы. Родительская суббота.

Нечто подобное происходит и с теми, кто перешагнул порог вечности. Не потому, что мы здесь с вами собираемся, и не потому, что Святая Церковь что-то вычитывает, перечисляет какие-то списки имен, механически срабатывает принцип взаимосвязи, испрашивается милость тем, кто находится на том свете. Конечно, нет. Вся молитва Церкви, которую составляем мы с вами, молясь об упокоении наших сродников, это, по сути дела, просьба, моление, вопль об одном: чтобы Господь по Своему милосердию, по Своему человеколюбию простил, очистил грехи людей, которые остались на их душах, и соединил верующих с Собой как с Источником жизни, наполнил их вечной блаженной, благодатной жизнью.

Но человеку часто непросто осознать, в чем должна заключаться его молитва, и происходит это потому, что сердце человека, невозделанное исполнением заповедей Божиих, является очень черствым, грубым, плотским. И это легко почувствовать на себе самих. Когда мы приходим на богослужения, которые требуют от нас свидетельства любви к ближним, наше сердце все равно наполовину бесчувственное, холодное, каменное, и мы сподвигаем себя часто какими-то неимоверными усилиями просто вышептать или выговорить имя нашего усопшего сродника. Но если мы не знаем и не чувствуем, что Господь спасает наших усопших по причине Своего милосердия, если мы свое сердце не можем расположить на такое же милосердие по отношению к нашим ближним, то о какой молитве можно говорить?

Именно поэтому Святая Церковь, во-первых, призывает нас в дни Великого поста каяться и очищаться от греха, а во-вторых, призывает нас участвовать в этих особенных богослужениях, молиться за своих усопших. Церковь дает нам родительские субботы как некий критерий, по которому мы можем определить, очищаемся ли мы от греховной скверны, каемся ли мы или нет. Иными словами, становится ли наше сердце более милосердным по отношению ко всем тем, кто нас окружал и окружает, или нет.

Критерий очень прост: если я хочу прийти на богослужение, если я не могу не прийти и не помолиться, если я чувствую великую благость Божию, великую любовь и великую заботу обо мне, о моих усопших сродниках и меня тянет в храм, значит, пост проходит на пользу. Если я ощущаю, что мои усопшие родные не где-то в абстракции, далеко, так далеко, что почти что их не существует, а, наоборот, они близко, находятся здесь, стоят при дверях, как говорит Священное Писание, и ждут моей молитвы, значит, все нормально и правильно. А если ничего этого нет, если все это механически повторяется из раза в раз, то, конечно, стоит задуматься о своем подвиге великопостном. И еще раз пересмотрев эти критерии правильности поста и ориентиры, к которым мы идем, все-таки направить все в своей жизни на то, чтобы сердце наше становилось более милующим, более милосердным. Когда в Евангелии Господь говорит: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены (Лк. 6, 37), – Он имеет в виду не то, что мы постоянно занимаемся осуждением ближних, что это наше естество. Нет. В контексте дня, который мы сегодня совершаем, Господь хочет сказать нам о другом: Он не запрещает нам оценивать то, что делают перед нашими глазами ближние, Он запрещает нам эту оценку соединять со злыми, можно сказать, силами, которые гнездятся в наших сердцах. Господь хочет сказать: будьте милующими людьми и по отношению к тем, кто умер, и по отношению к тем, кто вас окружает, и по отношению к себе.

Именно неосуждение ближних своих есть свидетельство того, что человек начинает избавляться от недуга памятозлобия, берущего начало в гордости человеческой. Памятозлобие – это великое, пожалуй, самое главное средостение, которое лишает нас возможности иметь милующие сердца. И поэтому, как ни странно это будет звучать, тот, кто полагает в своей жизни, и особенно в дни Великого поста, все желания и устремления направить на то, чтобы избавиться от недуга памятозлобия, не судить своих ближних, тот как раз и открывает свое сердце для Бога, для истинной молитвы и о себе, и об усопших сродниках.

Поэтому, дорогие братья и сестры, всем вам желаем истинно подвизаться в дни Святой Четыредесятницы и устремлять свои сердца к исполнению этих важных заповедей, которые Господь обозначил нам в Евангелии. Поменьше будем осуждать, побольше будем с молитвой и с любовью вспоминать о наших усопших сродниках, тогда Господь обязательно помилует и их, и нас.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в субботу 2-ой седмицы. Родительская суббота,

03.03.2018