Слово в субботу первой недели Великого поста

Поскольку естество Богочеловека вечное, блаженное, поскольку оно вознесено на Небеса, то всякий, становящийся сотелесником естества нашего Господа, также свое естество соединяет и с Вечностью, и с Блаженством. Но многое зависит от того, с каким расположением мы приходим к причастию Святых Христовых Таин: очень важно, насколько правильно мы расположились принять Святые Дары.

Мы знаем, например, что однажды в дни общественного служения Господа к Нему подошла женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением. Она подумала в себе, что если только коснется края ризы Христа, то по Его милосердию получит отпущение болезни, прощение грехов (см.: Мф. 9, 20-21). И действительно, она получила исцеление. И Господь сказал: Прикоснулся ко Мне некто, потому что Я почувствовал силу, исшедшую из Меня (Мф. 8, 46). Апостол Петр ответил: Наставник, народ окружает тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? (Мф. 8, 45).

О чем свидетельствует вопрос апостола Петра? О том, что постоянно к Господу подходят сотни, тысячи и миллионы людей. Они касаются Его, толкают Его, трогают, но абсолютно ничего не получают. И только единицы исключительнейшие, особым образом расположившиеся и настроившиеся, касаясь даже не Христа, а края ризы Его, получают то, что хотят получить.

В чем секрет этого правильного расположения? Ведь можно практически ручаться, что большинство из нас сейчас подошли к принятию Святых Христовых Тайн не с должным расположением. Многие это сделали, потому что так принято – в субботу подходить к причастию, многие, не подготовившись правильно, все же посчитали, что необходимо у Господа что-то попросить, и чтобы получить просимое, желательно соединиться с Ним.

Но когда мы призываем Бога стать частью нашего естества и исповедуем то, что мы готовы стать частью Его естества (слово «причастие» значит не просто что-то принять, съесть, а именно стать частью того, кого ты любишь, кого ты вожделеешь), мы призываем войти Его в нашу жизнь, стать в ней Главным и обещаем, что так, как Он захочет, чтобы наша жизнь строилась, мы будем ее строить. Вот, пожалуй, одно из правильных расположений.

На заре христианства апостол Павел, указывая на Святую Евхаристию, говорит такие слова: Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 11, 26). Что эти слова значат для каждого из нас? По объяснению святых толкователей, Святая Евхаристия по воле и милости Божией будет продолжаться до скончания века, до Второго Пришествия, в каких бы обстоятельствах не находилась Церковь Христова. Но что значат слова о том, что мы, причащаясь, смерть Господню возвещаем до тех пор, пока Он не придет? И возвещаем ли мы своей жизнью Его смерть? Как это понимать?

А мысль здесь сокрыта очень простая. Ведь мы вкушаем Тела и причащаемся Крови, пролитой за грехи каждого из нас. Если мы отстраненно подумаем о том, может ли вообще человек в жизни это сделать и при каких условиях, то, пожалуй, ответ на этот вопрос может быть неожиданным. Представим, что есть в нашей жизни кто-то, кого мы очень любим, кто нам так дорог, что мы ловим каждый его взгляд, каждое дыхание, движение, прикосновение и наслаждаемся этим. И вдруг на наших глазах этот человек уходит из жизни, проливает кровь. И чтобы хоть как-то ухватить еще частицу любви, которую мы имеем к этому человеку, мы прикасаемся к той частичке, что остается от него, мы готовы даже испить кровь, которую он пролил, потому что в ней любовь к нам. Не так ли учит нас Святая Церковь относиться к Господу?

Когда со Святой Чашей выходит священник и читает слова молитвы: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…», – он исповедует не то, что Святая Церковь совершает еще и еще раз новую Евхаристию для того, чтобы и нас приобщить к Чаше, нет. Церковь исповедует, что во время любой Евхаристии мы входим в ту реальность, которая называется Великий Четверг, где происходит установление таинства причастия, когда Господь приобщает учеников-апостолов на Тайной Вечери, а потом идет и восходит на крест, и проливает Свою Кровь.

И мы перед Чашей исповедуем, что готовы вступить в это страшное теснейшее общение, за которым тотчас следует пролитие Крови нашего Господа за нас и за наши грехи. И когда Святая Церковь говорит: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда…», – о какой тайне идет речь, какую Христову тайну мы можем выдать, подобно Иуде? Иуда предал Любовь, Которая распялась за него, причастив его Своей горячей Кровью. И Церковь предупреждает нас, чтобы мы не поступили так же, сейчас приобщившись этой Любви, а выйдя за пределы храма тотчас поведав Ее врагам – нашим страстям и грехам. Церковь остерегает нас, чтобы тайну этой Любви мы не предали, не отдали на растерзание им.

Учение Святой Церкви о Евхаристии – это эпицентр учения о Спасении всякого верующего человека. Святая Евхаристия, причастниками которой многие сейчас из нас явились, это не одно из рядовых богослужений, нет, это центр богослужения. Все богослужение, вся жизнь верующего человека устремлена к Евхаристии. Но получает она должное осмысление и приносит необходимые плоды только при правильном восприятии и понимании, что с нами в этот момент происходит или по крайней мере должно произойти.

Особым образом на правильное восприятие Евхаристии влияет Великий пост, так как в это время мы призываемся каяться, открывать свои грехи, исповедовать их перед Господом, очищаться от греха и страстей. И чем чище и светлее душа, тем она больше чувствует, тем она больше осознает на уровне духовной интуиции. Открыть книгу и прочитать, что такое Евхаристия, недостаточно. Святая Церковь неслучайно называет ее таинством: логика нам не поможет понять, что же в момент причастия происходит с человеком.

Святая Евхаристия – это тайна, которая познается по плодам: причастившись Святых Христовых Таин, мы испытываем особый мир благодатный, тихую радость о Господе, нежелание грешить и вообще вести греховную жизнь, стремление быть всегда в мире с нашими ближними – так иногда радует Господь наши сердца. Вот по этим признакам мы определяем, что Господь с нами, Он вошел в нашу жизнь.

Дорогие братья и сестры, сделаем все для того, чтобы Господь как можно дольше оставался в нашем сердце в дни Великого поста, еще практически недавно начавшегося. Будем молиться, чтобы Он каждого из нас утвердил в этом важном делании – проникнуть, приникнуть, приобщиться к тайне нашего Спасения, которая в очень многих аспектах зависит от Святой Евхаристии, то есть от того, как часто и насколько правильно мы будем причащаться Святых Тела и Крови.

Аминь!