Слово в Неделю 33-ю по Пятидесятнице. Попразднство Крещения. О Закхее

Кто-то скажет: опять пост! Ещё так недавно был Рождественский пост, а уже на горизонте приближение поста Великого, который, конечно же, требует особого усердия, особых сил, особой самоотдачи и самопожертвования, и это так радует, потому что по милости Божией это есть святейшее время в году, когда мы можем действительно потрудиться Господу. Уж насколько скудны наши силы и возможности, но всё же Церковь нас будет принуждать к тому, чтобы мы потрудились. Когда мама воспитывает своего нерадивого ребёнка, ему, конечно же, ничего не хочется делать, не заправлять за собою кровать, не убирать после себя, мыть посуду и так далее, но строгое родительское руководство к этому обязывает, по крайней мере, в том возрасте, когда дети ещё способны хоть как-то слушаться своих родителей. Но наступает время, когда дети абсолютно выходят из какого-то либо послушания, и тогда уже любые окрики, увещевания, воззвания к совести беспомощны. Но мы сегодня не об этом говорим, хотя это тоже серьёзная и важная тема для разговора.

Так вот Церковь Христова таких нерадивых, таких ленивых, таких небрежных, таких не желающих за собою прибрать и что-либо в своей жизни изменить, пытается дисциплинировать, приводя в то подлинное, настоящее, разумное положение вещей, каковое приобретается милостью Божию во время святой Четыредесятницы. Более предметно об этом мы будем говорить с вами спустя неделю, потому что в следующую субботу мы уже услышим с вами «Покаяния двери отверзи ми двери», то есть начнётся время Постной Триоди, приуготавливающее нас Богослужебным циклом к этому святому благословенному времени. А сегодня только лишь в Евангелии, огласившем своды храмов Божиих, мы начинаем предчувствовать приближение этой весны духовной, как называют святые отцы Великий пост.

Действительно, весна это время расцвета, время торжества жизни, когда после зимней спячки, после всецелого омертвения природа начинает воскресать, казалось бы, из безнадёжного небытия. Кто из нас сейчас, когда метёт метель, когда мороз на улице, снег, может сказать, что окружающая нас природа способна буйствовать своим цветом, плодами, благоуханием? Только опыт нашей жизни говорит нам, что это вернётся и это действительно будет. Если бы человек не знал свойств времён года, то если его поместить в сегодняшнюю среду, которая окружает нас, он вряд ли поверил бы, что эта безжизненность способна когда-нибудь воскреснуть к торжеству жизни. Вот также и в духовном смысле, мы очень часто бываем незрелыми, бываем бесчувственными, холодными, оледеневшими, и вот время благодатного Великого поста способствует пробуждению человека к подлинной, настоящей жизни. Верую, Господь нам дарствует по своей неизреченной милости об этом говорить из воскресения в воскресение, потому что это будет самым главным содержанием всего этого последующего времени.

Но вернемся к мысли сегодняшнего Евангельского чтения.

Сегодня мы слышали о Закхее мытаре, это одно из самых удивительных и трогательных повествований Евангелия, впечатляющих наше с вами внимание и сознание. Сегодня мы слышали о том, как Господь призвал к вечной радости человека, который, казалось, был чужд всего того, о чём Господь говорил: Блаженны нищие духом, яко те обретут Царствие небесное, блаженны милостивые, ибо они помилованы будут… Эти слова никак не относились к этому человеку, внешне, по крайней мере. И вместе с тем, неслучайно накануне Великого поста мы слышим об этом человеке, о Закхее, который был не просто мытарём, а был начальником мытарей.

Господь шёл через Иерихон, город, который не единожды упоминающийся в Священном Писании, как в Ветхом, так и в Новом Завете, и толпа людей окружала Господа. Множество народа теснило Христа, и вот этот человек, который был мал ростом, об этом указывается в Евангелии как о его физическом недостатке. Этот человек был изворотлив, хитёр, очень коварен, по мнению окружающих его людей. Если он добился быть начальствующим над мытарями, то, конечно же, в этом смысле он чего-то стоил. Мытари были предателями своего народа. Иудея была оккупирована римлянами, а мытари, это были люди из иудейской национальной среды, которые нанялись в услужение оккупантам, и они обирали собственный свой народ. Их имя, по крайней мере, в то время, было нарицательным, к ним относились как к людям презренным, предателям, с ними люди даже брезговали здороваться, не говоря уже о чём-то большем. Так вот Закхей достиг высот на этом поприще, он был начальником, значит, он преуспел сугубо в этом презренном деле. К слову сказать, и я это всегда говорю, когда приходится беседовать на предмет Закхея мытаря, с древнееврейского слово Закхей переводится как «праведность». Такая насмешка, представляете, человек-вор, крохобор, мздоимец, и при этом его имя говорило о праведности.

Так вот, этот человек, на котором нормальное человеческое общество поставило жирный крест и отвергло его из своей среды, жаждал увидеть Христа, который шёл через Иерихон. Будучи мал ростом, неслучайная деталь сегодняшнего Евангелия, ему, конечно же, никто не позволил бы протиснуться сквозь бушующие волны людского моря, потому что толпы людей окружали Христа. И вот тогда этот респектабельный, состоявшийся в своём роде человек, не имеющий возможности протиснуться сквозь людей, еще прочнее стискивающих свои ряды, чтобы не пропустить этого негодяя, пытающегося сквозь них пробраться, залезает на дерево. Представьте себе министра финансов, взобравшимся на дерево. И вот Христос идет, Его толпы окружают, и этот человек, сильный мира сего, не имея возможности увидеть, пытается как-то на носочки подниматься, но всё это тщетно, тогда он залезает на дерево, чтобы с высоты смоковницы увидеть Христа. Все над ним смеются, на него пальцами тычут: «Посмотрите, что он делает!», а он не обращает внимания ни на какое человеческое, как мы говорим, общественное мнение. Он жаждет увидеть Христа, и Христос его замечает. Господь увидел этого нелепого человечишку, сидящего на этой смоковнице, как какой-то мальчишка, понимаете? Мальчишек понять можно, они по заборам, по деревьям лазят, а здесь, уже зрелый мужчина, но Господь смотрит не на внешнее. Он зрит глубины сердца человека. Господь смотрит в сердце каждого из нас. Очень часто в нашем поведении Господь видит, быть может, очень много внешне положительного, достойного. Мы крестимся, мы кланяемся, мы ходим в храм, но наше сердце бывает настолько далеко, бесконечно далеко от правды Божией, поэтому не происходит того, что должно произойти – самой главной встречи – встречи человека с Богом.

Вот позавчера мы праздновали праздник Крещения Господня. Помните, как много народа было в храме, люди шли за водой, и на службе было много людей. В конце службы священники вышли с Крестом для целования и пошли сами по храму, чтобы людей не задерживать. И один наш батюшка поделился, что он шёл с Крестом, все прикладываются, а один мужчина отказался: не буду целовать ваш Крест. Батюшка удивился: почему? – А я не верую. – А зачем же в храм пришёл? – За водой, в воду верую, – говорит, – а в Бога не верую.

К чему я это говорю? К тому, что есть такая категория людей, которые магически воспринимают благодать: он знает, он где-то слышал, мама ему или бабушка сказала, что вода – это святыня. При этом Бога, Который освящает эту воду, человек не признаёт, но воду всё-таки признаёт. Как и в земной жизни Христа, так и сейчас, Его окружает толпа людей, но очень разных. Одни заявляют: не веруем в Тебя, ну хоть кол на голове теши: в воду Твою веруем, а в Тебя не веруем.

Есть другая категория людей. В жизнеописании Иоанна Кронштадтского есть такой один замечательный эпизод, кто-то из вас, наверное, читал или слышал. Идут два студента в Кронштадте и беседуют, один говорит: Вот ты знаешь, здесь поп такой есть великий, его все так почитают, даже будущее предсказывает, давай зайдём, поболтаем с ним. Заходят они в квартиру Иоанна Кронштадтского, горничная открывает и спрашивает: чего вам? – Да нам бы с батюшкой увидеться. Заходят в прихожую, сидят полчаса, никто не выходит, а горничная ушла, чтобы батюшку позвать. Час сидят – батюшки нет, полтора, и как будто она о них и не помнит, проходит как бы случайно мимо них. – Мы уже батюшку полтора часа ждём! – А, батюшку, извините, простите. Выносит пустой стакан с ложкой и говорит, батюшка на службу ушёл, а вам вот велел поболтать ложкой о стакан.

Т.е. многие приходят ко Христу все равно что поболтать, и в храм приходят поболтать, понимаете, не помолиться, не Христа в сердце вместить и принять, а чтобы поболтать. И здесь среди присутствующих есть такие, приходят просто поделиться новостями, поболтать прямо во время службы и даже во время евхаристического канона. Священник этого не видит, он у престола, лицом к Горнему. К сожалению, есть и среди присутствующих люди, которые даже не осознают, что происходит в храме и для чего они в нем.

Но есть другая категория людей, подобных тому, о ком мы сегодня слушали в Евангелии, подобных Закхею, которые осознают свой грех, которые считают себя хуже всех, живущих на земле, но вместе с тем именно на них Господь обращает Свой взор и говорит, как сказал Закхею: потщався, слези: днесь в дому твоему подобает Ми быти, – т.е. поспеши, слезь с этого дерева, сегодня Я в дому твоём должен быть. И как мы слышим в Евангелии, здесь же, народ возроптал: как это Он к этому грешному мужу захотел войти в дом. Народ начал возмущаться: что это такое, где Твоя, Господи, справедливость и правда? А Христос, повторяю, видит сердце человека, а не то, что у него внешне.

Мы мало чем отличаемся от самых последних грешников, если не поступками, то помыслами своими. Вот только, к сожалению, мы очень часто приобретаем в себе этот чуждый Христу дух фарисейский, начинаем почему-то свысока на других людей смотреть, считаем себя кем-то из немногих, и это наша самая большая ошибка. Мы начинаем превозноситься над другими людьми, а Господь видит этого презренного человека Закхея и говорит ему: Мне сегодня в дому твоём подобает быти. Есть удивительные евангельские слова, Господь говорит: Кто любит Меня и волю Мою соблюдет, к тому Я с Отцом Моим приду и обитель у него сотворю.

Господь благоволит, чтобы наше сердце было домом для Него. Господь благоволит воцариться в нашем сердце. Помните, в третьей главе Откровения Иоанна Богослова есть такие потрясающие слова, Господь говорит: вот Я стою у дверей и стучу. Господь уподобляет наше сердце дверям, а Себя – страннику и путнику, Он стоит и стучит в двери нашего сердца в надежде, что мы отворим эти двери с тем, чтобы Он вошёл в него и воцарился в нём.

И вот сегодняшний Закхей нам показывает удивительное любомудрие, услышав слова, что Христос возжелал быть у него в доме днесь, и увидев ропот, возмущение людей, которые обступали и не пропускали его ко Христу, он сказал: Господи, я половину имения нищим отдам, а если кому в чём задолжал, я отдам вчетверо. Т.е. он готов всё, что у него есть отдать, раздать в милостыню, чтобы приобрести взамен на это самое главное сокровище, ибо таким сокровищем является Христос.

Помните, удивительный образ в Евангелии, Господь говорит, что если человек узнает, что на некоем поле есть сокрытая жемчужина, бриллиант, то он всё продаёт без остатка, лишь бы обладать этим сокровищем. Сравнится ли что-нибудь здесь на земле с тем сокровищем, которое Бог нам обещает в Царствии Небесном? Разве не стоит оно того, чтобы без сожаления со всем расстаться, чтобы приобрести самое главное сокровище на небесах.

Вот удивительный образ, который нам предлагается в сегодняшнем евангельском повествовании. Господь желает быть не только в доме Закхея сегодня, но и в доме каждого из нас. Не в смысле, в нашей квартире, а в нашем сердце. Господь говорит каждому из нас подобно Закхею: Потщався, слези, т.е. поскорее сойди от всех этих суетных житейских попечений, потому что сегодня Мне надлежит быть в доме твоём. Разве мы с вами не откликнемся на зов этого Небесного гостя, Который пожелал быть в нашем доме сегодня, в нашем сердце. Если мы оставим всё прочее, ненужное для того, чтобы вместить в себя Христа, вот тогда Господь и нам скажет так, как сегодня сказал Закхею мытарю: днесь спасение дому сему бысть, ибо и он сын Авраама есть, ибо Господь пришёл взыскать и спасти погибшее.

Поэтому, дай Господи, всем нам, дорогие братья и сестры, так Христа возлюбить, чтобы не просто ради какой-то суетной, сиюминутной необходимости в храм Божий приходить, а чтобы жаждать Христа, чтобы, несмотря на все препятствия, возникающие на нашем жизненном пути, прежде всего, видеть Его. Взирать на Него, даже если мы были бы смешными и нелепыми в сознании тех людей, которые не знают и чужды Христа, и тогда действительно, если мы будем всем своим сердцем жаждать Его, Господь и нам с вами скажет: Потщався, слези, днесь бо в дому твоем подобает Мне быти. Аминь.