В Троицком благочинии состоялся пастырский семинар, посвящённый проблеме неоязычества

Семинар прошёл под председательством Управляющего Северо-Восточным Московским викариатством Преосвященного Тихона, епископа Подольского. С докладом перед клириками Троицкого благочиния выступил священник Георгий Максимов, кандидат богословия, руководитель сектора миссионерской апологетики Синодального миссионерского отдела, член Комиссии по вопросам организации церковной миссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, член синодальной рабочей группы по составлению концепции межрелигиозных отношений Русской Православной Церкви, автор многочисленных публикаций миссионерско-апологетического характера.

Вступительное слово сказал благочинный храмов Троицкого округа г. Москвы, настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще протоиерей Георгий Климов. Затем состоялась лекция, в ходе которой свящ. Георгий Максимов рассказал об истории возниковения неоязычества (родноверия), в частности, славянского, о его распространении, об истории и специфике неоязычества в России, об основных целевых группах, в которых современные неоязычники ведут наиболее успешную пропаганду, об экстремистской деятельности родноверов, в том числе о терактах в православных храмах, а также о многом другом.

Докладчик обратил внимание собравшихся на то, что в решениях Священного Синода, заседание которого состоялось несколько дней назад, была особым образом прописана необходимость противодействия неоязычеству. «Это показывает, насколько серьёзна эта проблема. Я не могу вспомнить, чтобы когда-либо ещё в решениях Синода отдельно было прописано противодействие отдельному лжеучению», — сказал он.

Неоязычество, полагает о. Георгий Максимов, нельзя считать религией, нельзя даже сказать, что они верят в своих богов так, как в них верили язычники в древности. Это скорее социальная поза сродни затянувшйся ролевой игре. Это особая субкультура — целый мир со своей альтернативной историей и религиозностью, полной самых гротескных мифов-новоделов, которые родноверы не подвергают сомнению; с альтернативой музыкой, праздниками, своим антуражем и т. д. Для неоязычника важна не вера сама по себе, а именно противостояние окружающему миру; присутствует и элемент самоидентификации, возвращения к корням. Привлекает также культ силы, вседозволенность. Оппозиционность проявляется, в частности, по отношению к современной России, которую они мечтают увидеть разделённой на мелкие государства. Многие неоязычники перестают отождествлять себя с русским народом.

До 90% неоязычников составляют люди от 15 до 25 лет. Появившись в России в 1980-х годах, родноверие в течение 20 лет оставалось уделом маргиналов, но в последние годы начало стремительно и организованно вербовать сторонников в среде людей, связанных со спортом, военной и государственной службой, в том числе среди тех, кто исконно причислял себя к Православию, но утратил с ним живую связь (казачество).

Можно говорить о том, что сегодня неоязычество представляет собой организованную извне силу и реальную угрозу обществу. Это не безобидная идеология, а идеология, которая судом неоднократно была признана экстремисткой, поскольку выражалась в различных терактах, убийствах, сепаратизме, разжигании розни и других преступлениях.

Узнать подробнее о мифах неоязычников и о том, как их можно опровергать, помогут:

1) книга диак. Георгия Максимова «Православие и неоязычество. Где правда?»;

2) бесплатное приложение для смартфонов и планшетов «Апологетика. Неоязычество» (там есть структурированные материалы как раз для практики бесед с неоязычниками);

3) группа «Родноверие и Православие» в социальной сети «Вконтакте» (содержит много полезных материалов);

4) серия видеороликов, посвящённых неоязычеству с общим названием «Православный ответ»;

5) видеоролики Александра Пантелеева (Сандро Пантелеев) с единым заголовком «Переполох» (в доступной для молодёжи форме);

6) серия «Мой путь к Богу. Иван Лисков» в передаче «Мой путь к Богу», где свящ. Георгий Максимов беседует с человеком, который в течение девяти лет был неоязычником и разочаровался. В светской и полусветской аудитории его свидетельство будет воспринято с наибольшим доверием.

В заключение семинара о. Георгий Максимов ответил на вопросы и добавил: «Мы обычно опаздываем отвечать на возникающие вызовы. С неоязычеством тоже немного опоздали, но не совсем, потому что именно сейчас оно поднимает голову, именно сейчас распространяется и захватывает всё больше и больше областей жизни, всё больший круг людей. Поэтому именно сейчас надо дать ему отпор. Если этого не сделать, то через несколько лет они придут нас убивать и сжигать наши храмы».