Великий покаянный канон в Свиблово

Преосвященнейшему владыке сослужили: протоиерей Александр Тимофеев, протоиерей Сергий Рождественский.

По окончании Великого канона владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Дорогие братья и сестры, приветствую вас во второй день поста. Сегодня второй раз мы с вами слушали Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, составленный специально для нашего назидания. Святой Андрей изложил нам прежде всего то, что является делом поста, это делание покаяния. Покаяние начинается с осознания, что такое «грех» и убеждения в его действии на нас. Грех – это не существо некое, не некий предмет, не что-то само по себе существующее, но это – реальность та, которая может существовать именно с нами, в нас. Реальность повреждения, реальность того изъяна, урона, который портит, калечит человеческую природу Богом зданную, по образу Божию и по подобию Божию. Замечательны поучения святителя Феофана Затворника на дни Великого поста, в которых он учит нас покаянию очень обстоятельно. Как он учит человека готовиться к исповеди, к изнесению своей совести на суд Божий? Начинается покаяние с обнаружения греха в себе. Затем человек, обнаруживши в себе грех, должен увидеть и убедиться в себе, что это – зло. Зло, которое касается его самого, ближних его и, конечно, разлучающее человека с Богом. Затем человек должен возыметь печаль об этом, то есть иметь действительно происходящее изменение в жизни. Также человек должен увидеть страдающую свою душу, а от этой уже скорби человек должен перейти к желанию избавиться от этого, иметь желание исцелиться, восстать от состояния тяжести и греха и очиститься от него веруя во Евангелие, веруя в новозаветную благодать. Дальше уже нужна решимость, которая побуждает к дальнейшему действованию. А действие – это уже глубокое, осознанное обнаружение грехов, изложение их или в памяти своей, или на бумаге, чтобы не забыть. То есть это то к чему мы все привыкли. Когда мы на исповедь идём, у нас с этого начинается: чтобы записать, что-то не забыть сказать, но мы, оказывается, целый большой пласт предварительного нашего труда, подготовки к покаянию, пропускаем. Потом мы уже готовимся и износим наше покаяние на исповедь перед Крестом, перед Евангелием, перед самим Господом, незримо предстоящим. И перед священником, который есть – свидетель, который даст ответ на Страшном суде о нашем покаянии, засвидетельствует о том, насколько мы усердно старались. Таким образом человек приходит на исповедь, где спасительное происходит таинство. Когда незримо присутствующий Господь, Сам действующий в таинстве, подаёт великую благодать равную той, которая подаётся в таинстве крещения. Покаяние называют вторым крещением. Человек в таинстве исповеди может родиться снова, снова стать чистым, готовым принять Божию благодать и идти по пути спасения.

Храни всех Господь и Матерь Божия!»