Слово на праздник Воздвижения Креста Господня

И вот, после того как было разрушено это капище, когда была убрана земля, открылась Голгофа, а рядом находились три креста. Была найдена также табличка с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский», которую написал Пилат на трех языках, и даже гвозди, которыми был прибит ко Кресту Господь. Патриарх Макарий не сразу понял, какой крест является Животворящим Крестом Господним. Это открылось благодаря промыслу Божиему: мимо шла погребальная процессия, и патриарх Макарий, помолившись, остановил процессию и стал прикладывать к покойнику поочередно три креста. Два из них принадлежали разбойникам, а один – Господу.

И вот, когда возложен был на покойника Животворящий Крест, мертвый воскрес. И практически сразу от Креста исцелилась женщина, которая находилась при смерти. Тогда царица Елена облобызала Животворящий Крест Господень и вся ее свита подошла ко Кресту. Слух о нахождении Креста моментально распространился по всему Иерусалиму, и несметное количество людей пришло воздать благодарение и славу Богу и облобызать Крест Господень. Но людей было так много, что представлялось невозможным сделать это, и тогда патриарх Макарий стал водружать, поднимать над всем народом Крест. И когда поднимался Крест, народ молился: «Господи, помилуй!», – и падал ниц перед Животворящим Крестом, воздавая Ему должное поклонение.

Вот начало праздника. Но, с другой стороны, мы должны понимать, что Животворящий Крест Господень, который обрела царица Елена, был орудием мира в Византии. Константин Великий неслучайно посылает царицу Елену обрести Крест: Крестом Господним было благословлено ему одержать не одну победу против императоров малых государств, среди которых находился и он. Перед битвой с императором Максентием царь Константин молился, как он говорил, Богу отца своего, Богу, Которого почитал его отец, чтобы Господь открыл ему способ победы. И благодаря его молитве явилось знамение Креста, как солнце, и раздался голос: «Сим побеждай!». Тогда Константин Великий не просто вознес на хоругвь Крест Господень, он также на шлемы и щиты своих воинов нанес крестное знамение. И несмотря на то, что войска соперников превосходили в несколько раз его войско, он одержал одну, потом вторую и третью победы.

И мы можем утверждать, что в благодарность, из чувства благоговения ко Кресту, ко Господу, Константин Великий сначала подписал в 313 году Миланский эдикт, которым христианам разрешалось жить свободно – они не были притесняемы, не были гонимы. А после 323 года, когда Константин объединил всю Византийскую империю, христианская церковь вздохнула спокойно, началась эпоха Вселенских соборов. И, пожалуй, самое главное – это то, что Константин Великий осознал: Крест несет мир во вселенную. По свидетельству историков, именно во времена Константина Великого народ наслаждался миром. Народ Византии, можно сказать, осуществил именно то, о чем молится чаще всего Святая Церковь: люди имели возможность пожить «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте».

Конечно, и для каждого из нас Животворящий Крест Господень имеет основополагающее значение в жизни, в мироощущении. Мы понимаем, что без Креста Господня нам не спастись. Все находящиеся в храме носят на груди крестное знамение. Каждый из нас знает, как мы обеднеем, если вдруг перестанем совершать крестное знамение. Где бы мы ни находились, мы знаем, что это величайшая защита и помощь, поддержка и утешение для каждого верующего человека.

Мы совершаем крестное знамение множество раз в день и иногда делаем это автоматически, механически. Из-за этого мы не всегда задумываемся, какой дар силы и благодати в наши руки дает Господь. Но разве это не величайшее чудо – то, что с молитвой совершенное крестное знамение ограждает нас от всяческих врагов, как говорит Святая Церковь, видимых и невидимых? Но, с другой стороны, механически совершаемого крестного знамения недостаточно. Мы должны понимать, что только тот, кто живет по заповедям Божиим, чтит Крест Господень не только на словах, но своей жизнью, кто имеет страх Господень, только такой человек, находясь перед опасностью впасть в грех, вспоминая о Христе, отрекается от возможности это сделать и говорит: «Нет, я лучше буду с Господом», – и получает эту благодатную силу.

Святая Церковь неслучайно установила этот великий праздник в начале церковного богослужебного года. Она благословляет нас на то, чтобы весь год мы, осененные Животворящим Крестом Господним, совершали нашу жизнь, наш подвиг, наше тихое и безмолвное житие, чтобы благочестие и чистота, о которых молится Святая Церковь, к которым нас призывает, были всегда неотъемлемой частью нашей жизни. Если будет так, то не всуе будет наше прославление Креста Господня. И мы верим, что Господь тогда примет нас как присных своих и скажет, чтобы мы за то, что прославляли Крест Господень, всегда были с Ним в Царствии Небесном.

Аминь!