Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице

И вот, талант – это не просто пять рублей, и не тысяча рублей, и даже не миллион. Талант по тем временам – это баснословная сумма денег. Один талант был равен десяти тысячам динариев, а десять динариев – это в среднем месячный доход среднестатистического иудея. Если мы знаем об этом, то нам становится непонятным: как же надо поступить с тем, что нам оставил Господин, например с пятью талантами?

Присмотримся к тому, что происходит с нами в жизни. Если вдруг что-то откуда-то на нас сваливается, большая сумма денег или какое-то другое материальное богатство, что мы с ним делаем? Конечно, мы его зарываем в землю. Мы его храним всеми правдами и неправдами, так, чтобы никто не узнал о нем. Не дай Бог кто-нибудь узнает! Или каким-то образом получаем проценты с этого огромного богатства. Но всегда обращаем его на себя исключительно, на свою земную радость и счастье, то есть зарываем в землю: используем для того, чтобы получить земные удовольствия и утехи или по крайней мере нормальную комфортную жизнь.

А притча призывает совсем к другому. Получил этот талант – пусти его, пусть он будет роздан тобою и тогда принесет прибыль в два раза больше. Какие же таланты мы имеем, благословленные нам Господом, несоизмеримые с обычными вещами в нашей жизни? Что это?

Конечно, это жизнь, это вера наша, которые приносит нам Господь. Апостол Павел говорит: «Вы куплены дорогою ценою, пролитием крови Богочеловека» (см.: 1 Кор. 6, 20). Вера – это величайший, драгоценнейший дар. Ничего подобного никто никогда придумать, изобрести не мог. Это данное нам Божественное откровение о том, как спастись. Что может быть соизмеримо с ним? Еще один величайший талант – это любовь, которую мы имеем к Богу и к ближним и должны развивать в своих сердцах и умах.

А как мы пользуемся этими талантами? Разве мы расточаем, раздаем, молимся Господу, чтобы Он приумножил то, что мы имеем? Конечно, нет. Абсолютно все вышеназванное мы буквально замыкаем на себя. Жить я хочу так, чтобы мне было очень хорошо, а как живут другие, мучаются ли они, страдают – мне все равно. Конечно, я верю, но я верю в то, что я спасусь, а спасутся ли другие, я не знаю и мне все равно. А любовь? Разве я люблю ближнего, люблю Бога? Да я себя только и люблю. И если я пытаюсь изобразить в себе хоть какую-то любовь по отношению к ближним, то делаю это исключительно для того, чтобы они засвидетельствовали мне, что любят меня. Больше мне от них ничего не надо. А люблю ли я их на самом деле или не люблю, какая разница? Главное, чтобы мне было хорошо. Вот эти три таланта мы и закопали в землю, думая, что имеем что-то.

А придет Господь и потребует отчета, Он скажет: покажи, человек, где прибыль, принесенная тебе в течение жизни от тех талантов, которые ты имел? И что мы покажем? Жизнь как была земной, так и осталась. Вера как была зациклена на своем индивидуальном, личном спасении, так и осталась. Любви не приумножилось абсолютно ни к кому, кроме себя. И Господь скажет: ты думал, что имеешь? Ты ничего не имеешь, все что Я тебе дал – Мое, Свое Я и заберу.

Святитель Феофан Затворник, рассуждая над теми талантами, которые дает Господь человеку, говорит так: «Никто абсолютно не сможет оправдаться пред Богом в том, что он не приумножил таланты, потому что, по крайней мере, у каждого есть руки». А что это значит? Это значит, что если ты своими руками не сделал ни одного доброго дела, то ты не оправдаешься. Что значит доброго? То есть жертвенного. Что значит жертвенного? То есть дела милосердия. Что значит дела милосердия? Дела, которое пусть не принесло тебе абсолютно никакого счастья, достатка и радости, но ты его сделал, потому что ты хотел помочь ближнему, потому что у тебя болело сердце при виде его страданий.

Притча о талантах, неоднократно читаемая в течение богослужебного года в церкви, очень отрезвляющая. Если мы в нее вчитываемся, вдумываемся, рассуждаем над ней, она действует на каждого из нас. По меньшей мере, должна действовать. Она сподвигает нас задуматься о том, как мы распоряжаемся своим добром, приумножили мы хоть что-нибудь там, в Вечной жизни, через свои дела или нет. Внимательно посмотрим на себя: конечно, многие из нас должны будут констатировать, что там, в Царстве Божием, нас ждет абсолютный ноль. Потому что все, что мы делаем, есть исключительно занятие собою и приумножение своих земных благ и счастья.

Святая Церковь призывает каждого из нас более ревностно, мужественно, отрешенно отнестись к тому, как мы живем. Призывает нас постараться во что бы то ни стало те таланты (вспомним опять святителя Феофана Затворника: хотя бы руки имеем!) использовать для приумножения тех сокровищ и богатств, которые нам обещает Господь. А что Он нам обещает? Когда Господь похваляет тех, кто приумножил талант, говоря «над многим тебя поставлю», Он добавляет: «войди в радость Господина своего» (см.: Мф. 25, 23). Вот это многое и есть радость о нашем Господе, радость о Вечной блаженной жизни. И тот, кто испытал ее хоть раз в жизни, понимает, что с ней не сравнимо никакое земное счастье. Не будем свои способности, свои силы, свое время, свою любовь, свою веру, свою жизнь зарывать в землю. Постараемся сделать так, чтобы они работали на Царствие Небесное и приносили духовную прибыль.

Аминь!