Слово в праздник Успения

Отнюдь нет, вся атмосфера церковная переполняет нас совершенно иным содержанием и совершенно иным настроением. Радость и ликование наполняет сердце каждого верующего человека от того, что это знамение, которое мы видим пред собою сегодня положенное во гроб, является свидетельством несокрушимой победы Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа над смертью. Из самого наименования сегодняшнего праздника мы извлекаем совершенно иной смысл, день сегодняшний называется не смертью Пресвятой Богородицы, а Её Успением, это в переводе со славянского означает сон, ибо мы сегодня видим, как Её пречистое тело, как бы уснувшее, возлежит на смертном ложе.

Мы знаем с вами удивительные, трогательные подробности сегодняшнего праздника и без устали напоминаем себе о том, что происходило в эти дни в святом граде Иерусалиме, к слову говоря, совсем за недолгое время до его разрушения, которое произошло в 71 году по Рождестве Христовом. Лишь несколько лет отделяет описываемые события от национальной трагедии израильского народа, когда император Тит сравнял с лицом земли этот некогда величественный город, когда он камня на камне не оставил. Об этом пророчествовал сам Спаситель Господь наш Иисус Христос незадолго до Своих Крестных страданий, когда ученики с неким восторгом и восхищением говорили Господу: Господи, посмотри какие камни и какие здания! На что Господь сказал, что здесь камня на камне не останется, что и свершилось в упомянутом 71 году по Рождестве Христовом. А накануне этих страшных событий, произошло событие, которое сначала опечалило, а потом возрадовало и возвеселило самовидцев Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа – Его учеников-апостолов, и тех верных, которые уверовали в истинное Слово Божие, в Евангелие.

Матерь Божия, почувствовав приближение Своего земного исхода, возжелала всем Своим сердцем увидеть тех, кто был рядом с Сыном Её предвечным, со Спасителем мира Господом Иисусом Христом. И Она молилась, чтобы Господь даровал Ей эту величайшую и неизреченную милость – увидеть апостолов Своего Сына. Мы знаем о том, что каждый из них, получив свой жребий апостольского служения, находился в самых разных и отдалённых странах, с тем, чтобы проповедовать и благовествовать Слово Евангельской истины. Но вместе с тем, веруя и зная, что не изнеможет у Бога всякий глагол, Она просила дерзновенно Своего Сына, чтобы Он даровал Ей это великое утешение в последний раз здесь, в пределах земной жизни, увидеть и лицезреть Его учеников и апостолов. И Господь даровал по молитве Своей Матери то, что казалось необыкновенным и невыполнимым.

Апостолы Христовы каким-то чудесным и необыкновенным образом были собраны в Иерусалиме накануне блаженной кончины Пресвятой Богородицы в доме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где Она пребывала в последние годы Своего земного странствия. Они имели возможность узреть Её ещё живой, попрощаться с Ней, лицезреть Её неизреченный лик. Некоторые из присутствующих при этом трогательном прощании, в частности те, которые не имели прямого отношения к апостольской двоенадесятице, а именно священномученик Дионисий Ареопагит и священномученик Иерофей, передали, и это дошло до нашего времени в письменных свидетельствах, о том, какая благодать, какая неизреченная радость и необыкновенное ликование наполняли их сердца только лишь от того, что они видели лицом к лицу Пресвятую Богородицу. Священномученик Дионисий Ареопагит говорит, что невозможно найти в человеческом языке такие слова и такие понятия, которые могли бы передать, хотя бы отдалённо, то, что они чувствовали, когда видели своими глазами лик Пречистой Богоматери. Т.е. Она уже здесь на земле исполнилась в полноте той неизреченной благодати Сына Своего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, и Её лик можно было уподобить лику Её Божественного Сына, когда Он преобразился на святой Фаворской горе, ибо столь блистательное было лицезрение Её пречистого лица.

Так свидетельствуют очевидцы этого дивного и пренебесного события.

Мы знаем с вами о том, что особым промышлением Божиим один из апостолов не находился у предсмертного одра Пресвятой Владычицы и не был свидетелем Её блаженной кончины и Её честного погребения, а именно апостол Фома. Видимо таким удивительным, Божественным образом Господь хотел засвидетельствовать через того, который некогда не поверил и усомнился в Воскресении Христовом, чтобы стать ему проповедником и благовестником Воскресения Честнейшей херувимов и Славнейшей без сравнения серафимов Девы Пречистой Богородицы.

Когда завершились печальные погребальные обряды, связанные с похоронами и погребением Пречистой Богоматери, вот тогда Господь, как бы позволяя медлить апостолу Фоме, попустил ему с опозданием прийти в Иерусалим. Конечно же, только лишь потом стало понятно и очевидно явное действие промыслительной десницы Божественной, а тогда апостол Фома был исполнен глубочайшей скорби от того, что он так досадно опоздал к погребению Пречистой Богоматери. Но Господь явил Своё особое смотрение по этому поводу и все в очередной раз прославили Господа за неизреченный дар Его.

Мы знаем с вами много подробностей, которые сопутствовали этой погребальной процессии, когда из дома святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Гефсиманский сад шло печальное шествие. Апостолы на своих руках несли смертный одр, на котором возлежала Пресвятая Владычица Богородица. Мы помним с вами, и это очень часто изображается на иконах, как некто из иудеев, злобствующий ненавистью ко Христу, решил вместе со своими клевретами опорочить, опоганить, опозорить самый сокровенный момент этого погребения, и подойдя близко к процессии, опрокинуть гроб, который несли апостолы на своих руках. Вознамерившийся этим действием, он, этот безумствующий Аффоний, даже прикоснулся к смертному ложу. Но тот, который некогда явился в Назарете и благовествовал Пречистой Деве о рождении от Неё Предвечного Сына Божия, воспрепятствовал ему это намерение осуществить. Архангел Божий Гавриил чудесным, необыкновенным, небошественным образом сошёл с круга небесного и пламенеющим огнём отсёк руки нечестивого богохульника, который хотел таким образом осквернить одр Пресвятой Владычицы. Аффоний (и этот сюжет очень часто изображается на иконе Успения) упал ниц с окровавленными, отрубленными руками и горько оплакивал своё безумие, что называется – вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил, – и он стал просить прощения у Пресвятой Богородицы, у Её предвечного Сына Господа и Спасителя Иисуса Христа, в Которого не веровал.

Действием этой всемогущей силы Божией, явленной таким совершено невообразимым образом у сего мертвеннолепного гроба, он уверовал во Христа и просил Царицу Небесную, Пресвятую Богородицу, чтобы Она простила его грех, его безумие. И тот же самый, совершивший это наказание архангел Божий, исцелил здесь же, у гроба Пречистой Богоматери, нечестивого Аффония. Впоследствии он стал мучеником Христовым, ибо так уверовал в Господа, так уверовал в спасительное, дерзновенное ходатайство Пресвятой Богородицы за весь род человеческий, что стал исповедником Евангелия Христова, проповедником Слова Божия и был замучен, приняв мученическую кончину. Вот такая удивительная подробность, которая сопутствует сегодняшнему дню, обогащая и наполняя ещё более удивительным содержанием смысл сегодняшнего дня и сегодняшнего праздника.

Вернёмся к апостолу Фоме, который опоздал к погребению и только лишь через три дня пришёл в Иерусалим, и жаждал всем своим существом попрощаться с Пречистой Богородицей. Мы знаем с вами особенности иудейского погребения того времени, которое совершалось необычным для нашего восприятия образом. Мы знаем о том, что тогда погребали в соответствующих пещерах, и поэтому эта просьба была вполне допустимой, когда он просил своих собратьев-апостолов, чтобы они открыли гроб, куда была положена Пресвятая Богородица, чтобы они отвалили камень от двери гроба, чтобы иметь возможность воздать последнее целование Пресвятой Богородице. Ученики Христовы пошли навстречу своему собрату и все вместе пришли в Гефсиманский сад, туда, где была погребена Пречистая Дева Богоотроковица Мария. Они отняли камень от входа в пещеру, вошли и не обрели тела Пресвятой Богородицы, ибо гроб был пуст, также как он был пуст тогда, когда Пётр и Иоанн бежали в день Воскресения Христова ко гробу Живоносному, с тем, чтобы увидеть своими очами то, о чём им благовествовали жены-мироносицы, и тоже увидели гроб пустым. Тогда они услышали из уст ангела: Что вы ищите живого среди мёртвых? Его нет здесь, Он восстал и воскрес.

Нечто подобное происходит и здесь, апостолы обретают гроб пустым, потому как этот гроб не смог удержать в себе Пречистое тело Пресвятой Благословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, что послужило особым основанием к мысли о том, что Матерь Божия воскресла и была вознесена на Небо Своим Предвечным Сыном, Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом. Когда апостолы собрались после этого необыкновенного откровения, после того как они увидели своими очами пустой гроб, они вернулись в ту самую сокровенную таинственную Сионскую горницу, с которой столь много связано событий, имеющих самое непосредственное, прямое отношение к нашему спасению. Потому что там совершались необыкновенные события. В частности там совершалась Тайная Вечеря, и там собрались ученики Христовы, чтобы по человеческому пониманию, по житейскому разумению как бы помянуть Матерь Божию. Мы тоже собираемся после погребения наших усопших на так называемые поминки, мы воспоминаем усопших добрым словом, молитвою, вкушаем пищу для того, чтобы на братской трапезе вспомнить дорогого, родного, и близкого нам человека. Нечто подобное совершилось и там, они собрались вновь в Сионскую горницу и вознесли часть хлеба, и один из апостолов, а именно Пётр, подняв эту часть хлеба сказал: Пресвятая Богородица, помогай нам! И Матерь Божия живая явилась им, здесь в этой горнице и засвидетельствовала о том, что Она воистину воскресла, что Она воистину пребывает с Сыном Своим Господом и Спасителем Иисусом Христом, и что с этого дня, с этого мгновения Она поистине является Той, Кого мы называем «в молитвах Неусыпающей Богородицей». С этого момента пошла такая дивная, монашеская по преимуществу, традиция совершать в монастырях в дни воскресные и в дни церковных праздников так называемый чин о Панагии, когда после совершения Божественной Литургии несут Богородичную просфору в трапезную, чтобы там вознести этот святой хлеб в честь и славу Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Поистине Она является молитвенницей, заступницей, ходатаицей за весь род христианский, и поэтому нет ни одного христианского сердца, о ком бы Она не воздыхала, о ком бы Она не соболезновала, кому бы Она не сопереживала.

Этим дивным Успением, этим дивным событием, которое сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, празднуем и почитаем, мы видим, что Матерь Божия перешла из этой юдоли печали и скорби. Она прошла путь Своего земного странствования, путь скорби, путь лишений, путь бескровного мученичества, так это можно назвать по слову некогда предрекшего Симеона Богоприимца, обратившегося к Ней тогда, когда Она принесла на Своих пречистых дланях Богомладенца в Иерусалимский храм, и он, воззрев на Неё, и как бы предвидя и провидя всю Её дальнейшую жизнь, сказал Ей: Тебе Самой оружие сердце пройдет. Т.е. праведный Симеон указал Ей на то, что вся земная жизнь Богородицы будет уделом скорбей, уделом плача, уделом мученичества, потому что «оружие Ей сердце пройде», то есть в этом и будет заключаться ее Материнский подвиг.

Так вот, скончавши подвиг этих скорбей, земного Своего странствия, Матерь Божия преселилась на небо и стала одесную Своего Сына, одесную Престола Благодати, с тем, чтобы более никогда не оставлять весь род христианский в Своих неусыпающих молитвах. Впрочем, наверное, то, что сейчас скажу, всем вам известно, но позволю себе вновь и вновь доставить себе, и надеюсь вам, удовольствие, вспомнить этот удивительный пример, связанный с личностью блаженного Андрея, Христа ради юродивого, которого мы очень часто вспоминаем тогда, когда празднуем Покров Пресвятой Богородицы. Именно ему было такое удивительное откровение. Помните, когда он был восхищен за праведность и святость своей жизни в Царствие Небесное ещё во плоти. Не вкусив смерти, уже при жизни вкусивший радость небесной жизни, Небесного Царствия. Когда он лицезрел небошественные сонмы святых угодников Божиих и неисчислимые ликостояния ангелов, архангелов, херувимов и серафимов, мучеников, преподобных, праведных, святителей, одним словом, он видел весь Горний мир, он видел Церковь торжествующую. Но среди них он не увидел Матери Божьей, и он восскорбел своим сердцем и, опечалившись, удивил тем самым ангела, который путеводил его по этим горним, неизреченным обителям небесным. Ангел вопросил его: как ты можешь, будучи здесь, где нет болезни, печали и воздыхания, как ты можешь печалиться, ибо это есть вожделеннейшее, сокровеннейшее наследие любящих Господа, ибо Бог уготовил это любящим Его. Как ты можешь здесь печалиться? Оттого, – отвечал Андрей, – что я не увидел любезной сердцу моему Богородицы, Её не узрел, Её не увидел. На что получил ответ: Ты вопрошаешь о Той, которая плачет с плачущими, скорбит со скорбящими, которая болезнует с болезнующими, так Ей сейчас здесь не место, Она там на земле, потому что там Она отирает слёзы всех, кто нуждается в Её Материнском заступничестве и покровительстве.

Красивая история, изумительная история, не сравнимая ни с чем, но мы понимаем, что это не просто красивый литературный памятник, а это реальность, потому что Матерь Божия находится с нами, Она находится здесь, потому что Она по Своим неложным Материнским глаголам, никогда не оставит мир сей. До тех пор, пока мир скорбит, до тех пор, пока мы плачем, до тех пор, пока мы нуждаемся в Её Материнском заступничестве.

Поэтому сегодня, дорогие братья и сестры, мы не скорбим, мы радуемся от лицезрения этого мертвеннолепного гроба, мы не переживаем и скорбим, а напротив, мы вместе со святыми отцами, которые в древности назвали этот день Богородичной Пасхой, понимаем, что это и есть самый главный смысл и главное содержание сегодняшнего торжества. Сегодня мы ликуем о Воскресении из мертвых Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Пусть кров Её благоприятных молитв, Ее дерзновенное ходатайство, Её Материнское заступничество никогда не оставят ни одного из нас, чтобы мы знали, что за каждого из нас, как бы мы не спотыкались и не падали, есть кому молиться, есть кому вознести Свои Материнские, исполненные не сравнимой ни с чем любовью, молитвы. Вот в это мы веруем, это мы исповедуем, это твёрдо свидетельствуем и знаем, что Матерь Божия никогда не оставит род человеческий без Своего Материнского заступничества и покровительства. Как Она не оставляла его во время Своей земной жизни, тем паче, и в превосходной степени, не оставит Она его и сейчас, когда мы обращаемся к Ней и едиными устами взываем и говорим Ей: Пресвятая Богородица, спаси нас! Пресвятая Богородица, помогай нам! Аминь.